В то время он именовался механическим. Практически все парни отличались усердием, преподавателей терзали, не задумываясь о режиме секретности, ловили любой намек на предстоящие свершения, а когда ТАСС подтверждало, что нам известное сбылось, гордость нас распирала неимоверная. Мы еще ни в чем не участвовали, а грезилось, что с нашим приходом дела в отечественном ракетостроении пойдут еще успешнее.
У Валерия Костюка так оно и сложилось. Происходящее его, конечно, вдохновляло, но и происхождение обязывало. Отец Валерия, специалист по механическому оборудованию металлургического производства, вскоре был переведен на работу в Министерство черной металлургии. Так удачно сложилось, что Валерий к тому времени успел окончить ЧПИ – а дальше дорога лежала в Москву, где он в 1963 году поступил в аспирантуру Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе.
Всего пятнадцать лет занял путь от аспиранта до профессора. Никому из нас не удалось уложиться в отведенные три года, готовя кандидатскую диссертацию. Валерий свою защитил в 1966-м, а спустя десять лет – докторскую, и стал для нас Валерием Викторовичем.
В его первых исследованиях проблем нестационарного теплообмена и гидродинамики в однородных и двухфазных средах угадывалось влияние Ивана Ивановича Морозова, который замечал таких одаренных студентов и привлекал их к своим изысканиям. Валерий, кстати, мог стать научным сотрудником отраслевой НИЛ при кафедре «Двигатели летательных аппаратов», но кафедра предпочла направить его в аспирантуру МАИ.
Сотрудничая со столичными отраслевыми институтами и проектными организациями, Валерий Викторович стремительно расширял свой круг интересов. За новыми эффективными методами интенсификации теплообмена последовали задачи захолаживания криогенными топливами магистралей двигателей и баков летательных аппаратов; длительного хранения и криостатирования криогенных жидкостей; стабилизации сверхпроводящих систем. Темп ошеломляющий! Сам Валерий Викторович вспоминает об этих годах с заметной ностальгией: «Мы работали как сумасшедшие, я мотался по всем КБ и институтам, по всей стране. Считаю, что вот эти пятнадцать лет – с 1963-го по 1978-й – были самым интересным периодом в моей жизни».
В 1985 году за исследования тепловых процессов в ракетных двигателях ученый был удостоен Государственной премии СССР, а в 1990-м – Государственной премии РСФСР за фундаментальные исследования в области низких температур.
Организаторские способности В.В. Костюка, его умение находить оптимальные решения технических проблем не остались незамеченными: в 1979 году он назначается на должность начальника Главного управления науки Министерства высшего образования РСФСР, где руководит внедрением новых принципов управления научными исследованиями в высшей школе. Затем, с 1985-го по 1991-й, Валерий Викторович был начальником отдела Госплана России, в 1996–1997 годах занимал пост заместителя председателя Государственного комитета РФ по науке и технологиям, а с 1997 по 2001 год – первого заместителя министра науки и технологий России.
Но наука не отпускала. Выступив инициатором создания Научно-исследовательского института низких температур (НИИНТ) при МАИ, В.В. Костюк возглавлял его с 1992 по 2007 год, вплоть до реорганизации. За эти годы ведомый им коллектив прославил себя следующими успехами. Разработаны холодильные машины нового класса на озонобезопасных фреонах. Осуществлены теоретические исследования холодильных циклов, позволившие значительно расширить границы использования центробежных турбокомпрессоров в области малых и средних холодопроизводительностей. Создан программный комплекс для расчета и оптимизации газодинамических и теплообменных процессов в холодильных камерах при охлаждении и хранении различных материалов. Разработаны уникальные по своей эффективности технологии пожаротушения тонкораспыленной водой и ряд установок, успешно зарекомендовавших себя при эксплуатации. Наиболее известная из них – ранцевая установка пожаротушения, предназначенная для оперативного подавления очагов пламени при возгорании твердых горючих веществ, горючих жидкостей, газов, а также электрооборудования под напряжением. Созданы не имеющие аналогов в мире электрические машины с роторами различных типов из сверхпроводящих материалов. Впервые в мировой практике созданы и испытаны экспериментальные гибридные энергетические магистрали с жидким водородом и сверхпроводящим кабелем на основе нового сверхпроводящего соединения – диборида магния (MgD2).
Результаты исследований нашли отражение более чем в 140 опубликованных научных трудах, в числе которых – 11 монографий. Заслуги Валерия Викторовича в этот период деятельности отмечены еще тремя премиями Правительства РФ: в 2000-м – за разработку новых газодинамических систем пожаротушения, в 2003-м – за создание новых типов электрических машин на основе высокотемпературных сверхпроводников, а в 2009-м – за разработку принципиально новой высокоэффективной системы криообеспечения для силовых высокотемпературных сверхпроводящих систем различного назначения. Результаты исследований, проводимых под руководством В.В. Костюка, закреплены десятками патентов индустриально развитых стран Европы, а также Японии и США.
Без сомнения, такой ученый должен был оказаться в Российской академии наук. Седьмого декабря 1991 года его избирают членом-корреспондентом РАН по секции физики, энергетики, радиоэлектроники, а спустя пять с половиной лет, 29 мая 1997-го, он становится академиком РАН в отделении физико-технических проблем энергетики по специальности «Теплофизика». С 20 ноября 2001-го по 11 июня 2013-го Валерий Викторович был Главным ученым секретарем президиума РАН, а ныне он занимает пост ее вице-президента.
Вехи жизненного пути академика В.В. Костюка отмечены наградами: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени вручен ученому в 2006 году, III степени – в 2010-м, II степени – в 2015-м. В 2012 году он стал лауреатом «энергетической Нобелевки» – премии «Глобальная энергия» – за разработку новых процессов и оборудования для производства газов и криогенных жидкостей, а также технологии их применения для производства электроэнергии в энергетических системах.
Осталось только перечислить достижения Валерия Викторовича как организатора и общественного деятеля – и заранее извиниться на случай, если я что-то упустил.
Итак, академик Костюк заведовал кафедрой систем автоматизированного проектирования Московского института радиотехники, электроники и автоматики, занимал посты вице-президента Ассоциации международного сотрудничества, президента общественных фондов по сотрудничеству с Францией, Чехией, Австрией, Словакией. Состоял в ряде межведомственных комиссий Совета безопасности РФ; был членом Научного совета Европейского отделения ЮНЕСКО, вице-президентом Международного института холода, председателем Национального комитета холода. Входил в Совет Российского фонда фундаментальных исследований, в редколлегии ряда международных и отечественных изданий – в их числе «Вестник Российской академии наук», «Журнал экспериментальной и теоретической физики», «Природа». Был председателем совета в Международном фонде науки, культуры и предпринимательства, директором Московского международного энергетического клуба, сопредседателем Клуба Ниццы «Энергетика и геополитика», а кроме того, возглавлял ряд межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.
Вот такой он, выпускник кафедры «Двигатели летательных аппаратов». В студенчестве увлекся гидродинамическими и тепловыми процессами в двигателях и топливных системах ракет, а заметный след оставил в области криогенной, авиационной, ракетно-космической техники, машиностроении и энергетике. Имя Валерия Викторовича значится в списках авторов трех разработок, выполненных впервые в мировой практике. Это: исследования жидкого фтора; создание и испытание экспериментальной гибридной энергетической магистрали с жидким водородом и сверхпроводящим кабелем на основе диборида магния; электродвигатели, в которых использованы материалы с высокотемпературной сверхпроводимостью.
Валерий Викторович живет и работает в Москве. Зимой подолгу отдается лыжным прогулкам – видно, остался в душе след далеких уральских студенческих лет.
P.S. Я написал этот материал не для академика Костюка и не для будущих историков, а для того, быть может, единственного сегодняшнего студента, о котором когда-нибудь кто-нибудь напишет нечто подобное. Потому, что он захочет повторить в науке путь Костюка и пойти ещё дальше.
Ю. Х.