Говорит заведующий кафедрой физического металловедения и физики твёрдого тела», профессор, доктор технических наук Юрий Дмитриевич КОРЯГИН:
– Успех становления и развития любого коллектива, и в особенности кафедры высшего учебного заведения, зависит от масштаба личности руководителя и созданной им школы.
Кафедре физического металловедения и физики твердого тела (до 1998 года – металловедения и термической обработки) крупно повезло: в 1965-м на должность заведующего был приглашен из Уральского политехнического института имени С.М. Кирова доктор технических наук, профессор Михаил Максимович Штейнберг.
Он родился 10 октября 1914 года в Киеве. В 1925-м семья переехала в Свердловск. В 1932-м Михаил поступил в Институт стали (впоследствии – металлургический факультет Уральского индустриального института имени С.М. Кирова), который в 1938 году с отличием окончил по специальности «Термическая обработка металлов».
С мая 1938 по декабрь 1939 года работал научным сотрудником Уральского филиала АН СССР и Института чёрных металлов. В декабре 1939-го зачислен аспирантом кафедры металловедения Уральского индустриального института. С июня 1941 по март 1942 года служил в армии в должности командира миномётной роты запасного стрелкового полка. Был демобилизован в феврале 1942-го и по июнь 1944-го работал на Уралмашзаводе старшим технологом и начальником смены в термическом цехе. В июне 1944-го вернулся в аспирантуру и в декабре того же года защитил кандидатскую диссертацию. После защиты оставлен на кафедре металловедения и термической обработки, где был ассистентом, а с мая 1945-го – доцентом.
В 1959 году Михаил Максимович успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук по теме «Структура и свойства легированного феррита» и в июне 1961-го утверждён в звании профессора кафедры термообработки и физики металлов.
Основные направления научной деятельности Михаила Максимовича за этот период:
– исследование структуры и свойств легированного феррита, являющегося основой всех высокоотпущенных легированных сталей, широко применяемых в промышленности;
– изучение отпускной хрупкости конструкционных сталей и воздействия на неё различных факторов.
С 1965 по 1986 год М.М. Штейнберг возглавлял кафедру «Металловедение» в Челябинском политехническом институте. Нельзя не отметить, что с приходом Михаила Максимовича резко интенсифицировалась научно-исследовательская работа. В неё включились все сотрудники кафедры, поскольку новый заведующий уделял большое внимание повышению научной квалификации преподавателей и аспирантов. Еженедельно в его кабинете обсуждались результаты и намечались направления дальнейших исследований. Эти постоянно действующие семинары были хорошей школой для их участников. К 1976 году все сотрудники кафедры защитили кандидатские диссертации.
В эти годы сформировалось и основное научное направление кафедры – разработка методов упрочнения сталей и сплавов на основе изучения фазовых превращений, структуры и свойств.
Продолжение и развитие исследований в последующие годы привело к формированию новых направлений, дополняющих и расширяющих первоначально сложившуюся основную область научных интересов кафедры:
– исследование кинетики мартенситных превращений при охлаждении и деформировании метастабильных аустенитных сталей;
– оптимизация химического состава и режимов термической обработки жаропрочных и специальных сталей;
– создание современной кинетической теории фазовых превращений в сталях: образование феррита, бейнита и перлита на основе обнаруженного М.М. Штейнбергом, Д.А. Мирзаевым и О.П. Морозовым ступенеобразного механизма γ–α превращения в железе;
– разработка концепции политипных мартенситных превращений как процессов одномерного упорядочения плоских дефектов упаковки;
– экспериментальные исследования и разработка теоретических основ термомеханического упрочнения стали и сплавов на алюминиевой и магниевой основах;
– создание новых немагнитных сталей с высокой стойкостью против коррозионного растрескивания и совершенствование режимов термической обработки бандажных заготовок мощных турбогенераторов;
– разработка методики прогнозирования изменения прочностных характеристик деформируемых сплавов системы алюминий-магний, применяемых в нагартованном состоянии в качестве конструкционных материалов во многих областях техники;
– теория и моделирование кинетики фазовых превращений и структура фаз в сплавах железа.
Именно идеи М.М. Штейнберга послужили первоначальным толчком для становления перечисленных выше новых исследований. Его роль как научного руководителя трудно переоценить.
Много сил Михаил Максимович отдавал студентам, передавая им обширные знания и богатейший опыт, – молодежь с удовольствием изучала дисциплины, которые вел мудрый, требовательный и талантливый педагог.
Профессор Штейнберг – автор двадцати изобретений и более трехсот научных публикаций. Под его руководством подготовлены четыре докторских и двадцать пять кандидатских диссертаций.
За многолетнюю педагогическую, научную и исследовательскую работу М.М. Штейнберг награждён орденом «Знак Почёта», медалями и знаком «Отличник Минвуза СССР».
Память об этом светлом прекрасном человеке, крупном учёном и замечательном преподавателе навсегда сохранится в сердцах всех, кто знал его и работал с ним.
Рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры физического металловедения и физики твёрдого тела Ханиф Мухаметгарифович ИБРАГИМОВ:
– Михаил Максимович Штейнберг был заведующим кафедрой и после отъезда моего прежнего научного руководителя взял меня в аспиранты. Конечно, о нём как об учёном сказано много. Я же хочу рассказать о Штейнберге как о человеке, руководителе, педагоге, наставнике.
Он был высококлассным специалистом, профессионалом, очень ответственно относившимся к работе, всей душой болевшим за дело, настоящим интеллигентом, разносторонне образованным, эрудированным, с тонким чувством юмора. К студентам, научной работе всегда относился очень позитивно, доброжелательно. Многое я перенял у него и в науке, и в преподавании. Нужно сказать, что в то время педагогике высшей школы в ЧПИ не учили. Поэтому Михаил Максимович здесь выступал как наш наставник: подсказывал, как лучше вести занятия. Нередко посещал лекции молодых преподавателей, а потом с глазу на глаз, очень тактично, без нажима объяснял каждому, на что следует обратить внимание. Другие преподаватели специально приходили к нему на лекции, чтобы поучиться, как подавать материал. Отмечу, что его манера чтения лекций ценилась высоко, руководство ЧПИ ставило его в пример. Помню даже, что по рекомендации ректора института Виталия Васильевича Мельникова для преподавателей была организована в Актовом зале встреча со Штейнбергом, где Михаил Максимович рассказывал, как надо читать лекции. Я уже упоминал, что М.М. Штейнберг относился к лекциям как к очень важному, можно сказать, священному делу, всегда тщательно готовился к каждой. Как-то раз я спросил у него: зачем он готовится, если читает этот предмет уже тридцать лет? На что получил ответ: «Лекции – это искусство». Чтобы не пропускать лекции, он мог, например, не пойти к коллеге на юбилей. Нас всегда наставлял, чтобы тоже относились к проведению занятий со всей серьёзностью: ведь мы готовим будущих специалистов. Такой сверхответственный подход сложился на кафедре при нём и остался по сей день. Сложный материал профессор сначала объяснял, а потом давал под запись.
Хочу рассказать об ещё одном интересном моменте. В то время обучающих фильмов было мало. А под руководством М.М. Штейнберга в нашем вузе сняли для будущих металлургов учебный фильм с элементами мультипликации «Мартенситное превращение». По его же инициативе для обучения студентов сделали из проволоки и пластмассы модели кристаллических решёток металлов. И это в то время, когда основным способом проиллюстрировать материал лекции были рисунки мелом на доске! Кстати, чертил Михаил Максимович очень хорошо, на доске мог построить любой график или диаграмму.
По его инициативе приобретено много оборудования для проведения научных и студенческих лабораторных работ, поставлены новые лабораторные работы.
Немало хорошего хочу сказать о Михаиле Максимовиче как о научном руководителе: он не просто очень внимательно читал диссертационные работы своих аспирантов, а даже редактировал их. Многие его ученики стали кандидатами и докторами наук.
Младших коллег он поддерживал, в трудную минуту мог дать добрый совет. Когда я колебался: стóит ли работать в вузе, Михаил Максимович убедил, что это моё призвание. В 1979 году он, будучи заведующим кафедрой, предложил мне стать его заместителем. Я согласился – и по 1984 год был заместителем заведующего кафедрой по научной работе. Благодаря Михаилу Максимовичу я тружусь в вузе уже 50 лет.
Вспоминает кандидат технических наук, доцент кафедры физического металловедения и физики твёрдого тела, заместитель декана заочного инженерно-экономического факультета Владимир Иванович ФИЛАТОВ:
– Михаил Максимович Штейнберг был прекрасным человеком: чутким, внимательным, требовательным, но не придирчивым. Отмечу такой факт: многие его студенты добились серьёзных успехов в карьере или посвятили себя науке. Все, кто учился у него в аспирантуре, – а их было более двух десятков! – защитили кандидатскую диссертацию в срок или чуть-чуть позже. Среди них наш заведующий кафедрой Юрий Дмитриевич Корягин, Сергей Вадимович Рущиц, в прошлом декан заочного инженерно-экономического факультета Ханиф Мухаметгарифович Ибрагимов... С соискателями учёных степеней Михаил Максимович работал вплотную: полученные в ходе исследований результаты регулярно обсуждались. Он помогал нам, тогда ещё молодым учёным, решать многие вопросы. Когда работал с аспирантами, всегда особое внимание обращал на то, в чём научная новизна диссертации. В том числе благодаря Михаилу Максимовичу факультет и кафедра в те годы тесно сотрудничали с Челябинским металлургическим комбинатом, в частности с лабораторией механических испытаний, что позволило провести много экспериментов и получить интересные результаты.
Как о преподавателе я могу сказать об М.М. Штейнберге, что он вёл занятия очень увлечённо, эмоционально. Следил за текущей успеваемостью студентов: прямо на лекции проводил опрос для выяснения уровня знаний, степени уяснения материала.
Его стараниями приобретено и изготовлено много наглядных пособий. Пристальное внимание он уделял лабораторным работам по специальным курсам: «Металловедение», «Механические свойства металлов и сплавов», «Рентгеноструктурный анализ» и другим. Немало сил отдал подборке материалов, оборудования для исследований, устройству лабораторий, приобретению испытательных машин. Например, по его инициативе в ЧПИ создали лабораторию механических испытаний, где образцы сплавов можно было исследовать на растяжение, изгиб, ударную вязкость. Интересный факт: с собой из Свердловска он привёз установки для испытания металлов на жаропрочность. Как сейчас помню, поставили их в аудитории 302 главного корпуса. Поясню: подобные испытания – процесс длительный, сложный, трудоёмкий, а достать такие установки тогда было очень непросто. Но всё же он смог добиться, чтобы их передали в наш институт. Это умение работать на благо науки, вуза, кафедры очень хорошо характеризует Михаила Максимовича Штейнберга.