Суббота, 23 Ноября 2024

Молодёжь созидает

Понедельник, 15 апреля 2019 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Молодёжь созидает Фото Павла ЧАЩИНА

Всероссийская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» – авторитетное общенациональное движение научной молодёжи, учёных, учителей и практиков, стремящихся совместно выстроить инновационное грядущее страны. Программа существует уже более четверти века и направлена на долгосрочную перспективу, многие юные южноуральцы, участвовавшие в ней, успели окончить вузы, стать специалистами и добиться серьёзных успехов в жизни.

По решению Правительства Российской Федерации программа является составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. «Шаг в будущее» – главное звено в национальной системе научно-технического творчества молодёжи.

Как пояснил координатор Челябинской городской и областной программы «Шаг в будущее − Созвездие НТТМ», заместитель начальника Отдела методического сопровождения учебного процесса ЮУрГУ Евгений Николаевич Кузьмин, программа крайне важна для развития и поддержания у детей и молодёжи интереса к научно-техническому творчеству, исследовательской деятельности. Будущее как нашего региона, так и страны в целом немыслимо без созидателей, без устойчивого интереса молодёжи к научным изысканиям и техническому творчеству. Этот интерес необходимо всячески поддерживать, поощрять интеллектуалов – изобретателей, инженеров, конструкторов, исследователей, рационализаторов, которых нужно воспитывать буквально со школьной скамьи. В ЮУрГУ это прекрасно понимают. Неслучайно именно здесь много лет проходят выставки научно-технического творчества молодых.

С девятого по одиннадцатое апреля в фойе третьего этажа второго корпуса работала XIV Уральская выставка научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) – изобретателей, рационализаторов, конструкторов «Евразийские ворота России – Шаг в будущее». Она прошла в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее», Всероссийских программ для молодёжи «Созвездие» и «Весна студенческая».

В экспозицию вошли лучшие достижения молодых талантов – старшеклассников, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений, в том числе Южно-Уральского государственного университета в направлениях «Инженерные науки (техника и инженерное дело, вычислительная техника и программное обеспечение)» и «Естественные науки (физика, химия, прикладная математика)».

Полезные изобретательские и рационализаторские разработки, исследовательские работы ребят из разных городов Урала, оценивали челябинские учёные.

Первое, что бросалось в глаза при входе на выставку – уменьшенная, но вполне работоспособная копия автомобиля «Виллис» – во время Второй мировой войны такие машины поставлялись в СССР из США по ленд-лизу. Модель предназначена для обучения школьников навыкам вождения, а также знакомства с техническим устройством автомобиля. Двигатель от мотоблока стоит не спереди, а сзади; корпус из фанеры. Делала «виллис» целая команда ребят, а представлял его одиннадцатиклассник Максим Субботин из челябинской школы № 109, учащийся Школы инженерного резерва ЮУрГУ. Поступать Максим планирует, разумеется, на автотракторный факультет. Руководит проектом инженер Студенческого конструкторского бюро ЮУрГУ Никита Владимирович Пахомеев.

С каждым годом автомашин становится всё больше, а проблема их размещения – всё острее. Одним из её аспектов занялась студентка четвёртого курса Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ Мария Дубровина, которая учит компьютер определять наличие свободных мест для парковки. Для человека такая задача труда не составит, а ЭВМ нужно научить понимать, уместится ли автомобиль между другими машинами. Данная тема разрабатывается совместно с компанией «Интерсвязь». Научный руководитель – доцент кафедры системного программирования ЮУрГУ Валентин Александрович Голоднов.

Роботы всё больше входят в повседневную жизнь, всё шире внедряются на разных производствах. Девятиклассник челябинского лицея № 102 Григорий Хохлов представил программный комплекс для оптимизации управления манипулятором, разработанный под руководством педагога дополнительного образования Андрея Александровича Пашнина.

Парусники и ветряные мельницы – это в основном вчерашний день. Однако сила ветра и поныне используется на транспорте, в альтернативной энергетике и других отраслях. Об этом рассказала десятиклассница челябинского лицея № 82 Виктория Пугач, которая под руководством наставниц – учителей физики и математики Марины Александровны Ивановой и Анны Геннадьевны Ратниковой – занимается исследованием методов описания эффекта Магнуса, что открывает новые перспективы в метеорологии, спорте, авиа- и ракетостроении и других областях.

Кто не сталкивался с изношенными, протекающими трубами водопровода! Не обнаруженная и не заделанная вовремя малозаметная дырочка чревата аварией, которая повлечёт за собой значительные потери воды. Ученик одиннадцатого класса челябинского лицея № 97 Александр Кузнецов под руководством доцента кафедры гидравлики и гидропневмосистем (ГиГПС) ЮУрГУ Сергея Николаевича Редникова сделал прибор, позволяющий проводить акустическую диагностику трубопроводов и находить протечки. В основе устройства – идея ещё советского времени. В старых научно-популярных журналах можно найти много подсказок для решения актуальных проблем!

Бакалавр кафедры ГиГПС Анастасия Кочурова занимается разработкой модуля автоматической линии по вакцинации цыплят, её работой руководит инженер научно-производственного института «Учебная техника и технологии» ЮУрГУ Александр Васильевич Стрелов.

На выставке был представлен целый ряд работ, выполненных ребятами из Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей по заданию Челябинского цинкового завода. Так, Александр Шабалин рассказал о проекте, реализующем идею энерго- и ресурсосбережения. В процессе производства выделяется много тепла, им нагревают воду, а пар идёт на обогрев цехов. В тёплое время года, когда обогрев не нужен, пар можно не выпускать в атмосферу, а перенаправить на паровинтовую машину, которая заставит работать электродвигатель, а тот – две воздуходувных машины. Это позволит не покупать электрическую энергию. По технике безопасности ставить в цехе с электрическими проводами паровую машину нельзя, поэтому для неё предусмотрено отдельное помещение. Зимой же воду для нужд отопления можно будет подогреть в котельной.

Восьмиклассник челябинской школы № 11 Игорь Колупаев изучает продольную устойчивость летательных аппаратов различных аэродинамических схем: классической, типа «утка» и «летающее крыло». Юноша демонстрировал несколько моделей планеров, выполненных по этим схемам. Десятиклассницу Евгению Тащилину из челябинского лицея № 82 интересует одна из загадок Вселенной – «чёрные дыры». Преобразование механических деформаций в электрическое напряжение с помощью пьезоэлемента изучает восьмиклассник челябинской гимназии № 23 Денис Чичигин. Эффективными технологиями утилизации отходов и гидропонного овощеводства занимается девятиклассница златоустовской школы № 45 Валентина Никулина. Тема исследования, выполненного девятиклассницей Полиной Засыпкиной из копейской школы № 1, – «Полимерная глина как средство создания декоративных изделий». Десятиклассника из Копейска Михаила Биктагирова (школа № 24) привлекла тема «Живая и мёртвая вода. Миф и реальность». Зависимость содержания алкалоидов пуринового ряда от размера чайного листа и степени ферментации и способа экстракции изучает десятиклассник той же школы Георгий Паутов.

В целом все работы заслуживают внимания. Остаётся пожелать талантливым юношам и девушкам не останавливаться на достигнутом, смело идти вперёд, продолжать заниматься научными изысканиями, техническим творчеством, защищать интеллектуальную собственность – и получать заслуженное признание и вознаграждение.

Хочется верить, что труд молодых изобретателей и их наставников послужит на благо страны.

Прочитано 3348 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *