О программе «Шаг в будущее»
Всероссийская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» существует уже более четверти века и направлена на долгосрочную перспективу, многие из тех, кто в ней участвовал, уже успели не только поступить в вузы, но и получить высшее образование и добиться серьёзных успехов в жизни. Это авторитетное общенациональное движение научной молодёжи, учёных, учителей и специалистов, стремящихся совместно выстроить инновационное будущее нашей страны.
По решению Правительства Российской Федерации программа «Шаг в будущее» является составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. Это главное звено национальной системы научно-технического творчества молодёжи.
Как пояснил координатор Челябинской городской и областной программы «Шаг в будущее − Созвездие НТТМ», заместитель начальника Отдела методического сопровождения учебного процесса ЮУрГУ Евгений Николаевич Кузьмин, программа крайне важна для развития и поддержания у детей, молодёжи интереса к научно-техническому творчеству, исследовательской деятельности. Будущее страны немыслимо без творцов и созидателей, поэтому интеллектуалов – изобретателей, инженеров, конструкторов, исследователей, рационализаторов – нужно воспитывать буквально со школьной скамьи.
Юные умы Урала
Со второго по четвёртое апреля в фойе третьего этажа второго корпуса работала XIII Уральская выставка научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) «Евразийские ворота России – Шаг в будущее». Она прошла в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее», Всероссийской программы для молодёжи «Созвездие» и Всероссийской программы для молодёжи «Весна студенческая».
Первое научное направление выставки – инженерные науки (техника и инженерное дело, вычислительная техника и программное обеспечение), второе – естественные науки (физика, химия, прикладная математика). Экспертное жюри оценивало лучшие достижения молодых талантов – старшеклассников, студентов и учащихся техникумов из Челябинска, Златоуста, Сатки, Кыштыма: полезные конструкторские модели, рационализаторские инженерно-технологические разработки, изобретения.
Например, третьекурсник Златоустовского техникума технологий и экономики Евгений Ладцев представлял проект создания гидроцилиндра для принудительной вентиляции теплиц, созданный под руководством Валентины Борисовны Гусевой. Десятиклассник из Кыштыма Вячеслав Карипов (научный руководитель – Сергей Дмитриевич Внучков) продумывает, как адаптировать органы управления самолётом для людей с ограниченными возможностями. Разработкой роботизированной системы посадки ступеней ракеты занимается восьмиклассник челябинской школы № 30 Артём Попов (научный руководитель – кандидат технических наук Лариса Юрьевна Овсяницкая). Тема исследования десятиклассницы челябинского лицея № 82 Татьяны Ташкиновой – «Безотходная технология переработки шлаков медеплавильного производства» (научный руководитель – Татьяна Васильевна Сергеева). Девятиклассник Владимир Еншов из челябинского лицея № 102 (научный руководитель – Андрей Александрович Пашнин) демонстрировал универсальную автоматизированную систему мониторинга природных бедствий (например, лесных пожаров и нашествий саранчи).
Особо стоит выделить работы студентов ЮУрГУ. Под руководством кандидата физико-математических наук Валентина Александровича Голодова четверокурсники Иван Нарыжный и Денис Валеев разрабатывают: первый – прогнозирующую нейронную сеть для обработки движений человека на основе скелетизации, второй – систему обработки математических рукописных формул с применением нейросетевых технологий. Использованием методов компьютерного зрения для оценки эффективности работы персонала занимается третьекурсник Григорий Кузнецов (научный руководитель – кандидат технических наук Ольга Олеговна Павловская). Магистрант Антон Макаров под руководством кандидата технических наук Людмилы Владимировны Радионовой разрабатывает программный комплекс «Физические основы и технологии нанесения функциональных покрытий».
Из разных уголков России
С 9 по 11 апреля на базе ЮУрГУ прошло XVI Российское соревнование (выставка-конференция) юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор». В состязании умов участвовали учащиеся школ, гимназий, лицеев и центров дополнительного образования со второго по седьмой классы. Мероприятие прошло в рамках Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» – в 26-ю годовщину её реализации в Челябинске и на Южном Урале. В рамках соревнования состоялись выставка научно-технического творчества и конференция юных исследователей. Выставка проходила по двум научным направлениям: инженерные науки (техника и инженерное дело, вычислительная техника и программное обеспечение) и естественные науки (физика, химия, прикладная математика), а конференция была посвящена, во-первых, биологическим наукам, а во-вторых – языкознанию, и в частности, русскому языку.
В соревнованиях приняли участие ребята из разных уголков России. Представлено очень много работ, самой разной тематики.
Отрадно, что ребята думают о том, как помочь людям с ограниченными физическими возможностями. Например, шестиклассница Самарского медико-технического лицея Алика Авдеева (научный руководитель – Инна Александровна Боякова) разрабатывает электронные ботинки для слабовидящих и незрячих.
Тема освоения космоса также притягивает внимание талантливых детей. Так, четвероклассник Максим Алексеев из школы № 55 города Верхняя Пышма Свердловской области (научный руководитель – Татьяна Сергеевна Вохмина) сделал действующую модель планетохода, а семиклассник из села Малая Зоркальцева Тюменской области Олег Матюх (научный руководитель – Алексей Викторович Цейнер) демонстрировал космический шагающий аппарат для исследования планет Солнечной системы.
Живо интересует юных изобретателей и вопрос, как спасти людей в чрезвычайных ситуациях. Например, шестиклассник челябинского лицея № 102 Василий Сарапулов (научный руководитель – Андрей Александрович Пашнин) показывал модель автоматизированной системы обнаружения и спасения людей при пожарах. Разработкой роботизированного устройства для спасения людей с нижних этажей зданий занимается шестиклассник челябинского лицея № 11 Глеб Таланцев (научный руководитель – Лариса Юрьевна Овсяницкая).
Занимательно, что в сфере информатики и вычислительной техники есть место и художественному творчеству. Например, Николай Рожин из якутского села Чкалов (научный руководитель – Уйгулана Мировна Герасимова) снял мультфильм по мотивам пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», сделав и фон, и персонажей из деталей конструктора Lego.
Интересна тема работы семиклассника Кирилла Иванова из школы № 1 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа «Математические сюжеты и задачи в произведениях литературы» (научный руководитель – Ирина Викторовна Сердюк). Шестиклассник лицея № 1 Братска Ростислав Лищук под руководством учителя географии Анастасии Николаевны Воронковой и учителя математики Елены Витальевны Лищук тоже занялся весьма любопытным исследованием: решил изучить маршрут известного литературного персонажа – капитана Врунгеля.
Важно и то, что ребята неравнодушны к проблемам экологии. Так, тема исследования семиклассницы из варненской гимназии имени Карла Орфа Полины Бахур (научный руководитель – Ольга Александровна Карпочева) – «Определение степени влияния антропогенной нагрузки на почву, на состав почвообитающих животных в условиях функционирования Михеевского ГОКа». Четвероклассник Роман Клевакин из Лабытнанги (научный руководитель – Екатерина Тукаевна Кочкурова) рассматривает всем известные пластиковые бутылки как строительный материал. Четвероклассник Лицея естественных наук города Кирова Иван Колосов (научные руководители – Андрей Николаевич Ляпунов и Ольга Владимировна Прокошева) исследует возможности исключения крови из питания комаров. Шестиклассница Татьяна Махмутова из челябинской школы № 104 (научные руководители – доктор биологических наук Назар Николаевич Назаренко и Оксана Юрьевна Перевозчикова) оценивает методами биотестирования качество воды, которую пьют жители города.
Важны и интересны и исследования юных гуманитариев. Например, семиклассница златоустовской школы № 4 Елизавета Климова (научный руководитель – Светлана Вячеславовна Климова) изучает экологию русского языка в современном мире.
К сожалению, нужно обратить особое внимание всех юных дарований и их наставников на то, что общее впечатление снижается, когда видишь, что автор в аннотации к своей работе пишет слово «проект» через э, а «какой-либо» – раздельно, или когда молодой интеллектуал, рассказывая о своих исследованиях, говорит «более лучший» вместо «лучший».
Конечно, всем творцам и созидателям хочется пожелать успехов. А взрослым ещё раз напомнить, как важно именно сейчас не упустить время, поощрить, поддержать талантливых детей и молодёжь! К счастью, сейчас руководство страны уделяет большое внимание развитию российской науки и промышленности, взяв курс на импортозамещение. Хочется верить, что замечательные разработки, изобретения вовремя будут запатентованы, внедрены отечественной промышленностью, станут приносить реальную пользу людям и России, а их авторы получат заслуженное вознаграждение, почёт и уважение!