Суббота, 23 Ноября 2024

Улучшить качество смазки

Четверг, 06 июля 2017 00:00   Ольга РОМАНОВСКАЯ
Улучшить качество смазки Фото Олега ИГОШИНА

Жизнь современного человека тесно связана с автомобилями. И каждый автолюбитель знает, как срок службы техники зависит от качества и своевременной замены масла.

Кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта и сервиса автомобилей Политехнического института ЮУрГУ Игорь Геннадьевич Леванов проводит изыскания с целью улучшить качество отечественных смазочных материалов. Его работа «Исследование присадок для улучшения противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионных масел» стала одним из победителей конкурса «Поддержка молодой науки», проведенного в Южно-Уральском государственном университете в рамках Проекта 5-100.

– Сегодня отечественные смазочные материалы существенно уступают в качестве зарубежным аналогам. Но стратегия импортозамещения в нашей стране натолкнула нас на мысль, что мы можем создать собственный продукт, способный конкурировать с дорогостоящими маслами и смазками зарубежного производства, – рассказывает Игорь Леванов.

Для исследования процессов трения, смазочных и конструкционных материалов в университете функционирует лаборатория «Триботехника», где и проводит свои опыты Игорь Геннадьевич. Наука трибология исследует непосредственно процессы трения, изнашивания и смазки, а триботехника – применение полученных знаний в узлах механизмов. Лаборатория триботехники ЮУрГУ укомплектована современным оборудованием, позволяющим проводить исследования на мировом уровне.

Так как лаборатория трибологии ЮУрГУ является подразделением Уральского отделения Академии наук Российской Федерации, к Игорю Леванову обращаются крупные промышленные предприятия Челябинска и области, если им нужно протестировать смазочный материал, сделать сравнительную оценку смазочных материалов при выборе поставщиков. Например, недавно ЧТПЗ прислал в лабораторию шесть образцов масел – и ученые произвели их экспертную оценку по соответствию необходимым требованиям.

– В последние годы в автомобильных магазинах появились специальные добавки для моторных масел – продавцы уверяют, что они обладают чудодейственными свойствами и помогают значительно улучшить характеристики двигателя. В нашу лабораторию часто обращаются простые покупатели, чтобы проверить действенность той или иной присадки. Но наши независимые исследования показывают, что большинство этих составов бесполезны, – рассказывает Игорь Леванов. – Я всегда скептически относился к тому, чтобы использовать какие-либо добавки в моторное масло, которое уже содержит весь пакет необходимых присадок. Но вот мы столкнулись с препаратом, который оказался действительно эффективным. Это геомодификатор трения – природный минерал, который добывают и размалывают. Будучи добавлен в смазочный материал, он образует на поверхности трения защитную пленку, предохраняющую детали от износа. Мы начали его добавлять везде: в пластичную смазку, в трансмиссионное масло. И родилась мысль: а почему бы не сделать свой триботехнический состав, который можно было бы вывести на рынок?

Принципиальное отличие геомодификаторов трения от остальных антифрикционных, противоизносных препаратов – способность создавать новые структуры поверхности трения на основе металлических кристаллических решеток непосредственно в процессе штатной эксплуатации узлов трения.

– Мы взаимодействуем с сотрудниками химического факультета: они помогают нам разрабатывать различные присадки, а мы в лаборатории триботехники их испытываем. Также работаем в кооперации с разными институтами, например, в прошлом году совместно с Южным федеральным университетом испытывали новые присадки для двигателя и трансмиссии автомобиля, – рассказывает молодой ученый.

Игорь Леванов постоянно следит за разработками российских и зарубежных коллег, которые занимаются триботехникой. Он проходил профессиональную стажировку в Хайфе, в лаборатории трибологии одного из старейших и знаменитейших вузов Израиля – Техниона, Израильского технологического института. В ходе поездки у ученого была отличная возможность обменяться опытом и получить информацию по изучаемой теме от зарубежных коллег.

– В мае сотрудники нашей кафедры были на международной конференции по трибологии в Сербии «SERBIATRIB’17» в городе Крагуевац, где я докладывал о первых результатах наших исследований, – продолжает Игорь Геннадьевич. – Материалы конференции в виде статьи готовятся к публикации в высокорейтинговом журнале Tribology in Industry, который индексируется в Scopus.

В амбициозных планах Игоря Леванова создание собственного успешного продукта и вывод его на отечественный рынок. Кроме того, ученый мечтает о том, что результаты его исследований увидят свет в крупнейшем международном журнале по трибологии – Tribology International.

Прочитано 3509 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *