Удивительно, но в такой «мужской» профессии немало представительниц прекрасного пола. Одна из них – аспирант кафедры «Процессы и машины обработки металлов давлением» Политехнического института ЮУрГУ Юлия Латфулина, которая под руководством кандидата технических наук, доцента Марины Самодуровой занимается такой актуальной проблемой, как повышение надежности и увеличение ресурса работы углеродных вставок. В 2016 году Юлия стала победителем конкурса «В поддержку молодой науки», проходившего в рамках Проекта 5-100.
– Наша научная группа занимается изделиями, которые могут использоваться в электротранспорте, в качестве примера можно назвать углеродные вставки, связывающие контактный провод, с помощью которого движутся троллейбусы, – рассказывает Юлия. – Углеродные материалы очень перспективны, рабочая температура углерода достигает 2500 градусов, поэтому круг его использования чрезвычайно широк: это и космос, и самолетостроение, и автомобилестроение, и ядерная энергетика.
Для частичного использования полученного продукта (графита) в конце 1990-х в Челябинске с участием ученых ЮУрГУ создано ООО «Графитопласт», которое на сегодняшний день является одним из крупнейших на Южном Урале предприятий по производству графитоугольных изделий для электротранспорта. Совместно с Южно-Уральским государственным университетом «Графитопласт» постоянно ведет научно-исследовательские и патентные работы по внедрению новых и совершенствованию действующих технологий.
– Мы тесно сотрудничаем с предприятием «Графитопласт», которое снабжает не только Челябинск, но и поставляет свои изделия по всей России и в страны ближнего зарубежья. Берем существующие патенты и разработки за прототип и смотрим, как можно их улучшить, чтобы изделия обходились дешевле и служили дольше. Раньше некоторые вставки делались с примесью меди, это весьма дорогой материал. А мы используем отходы электродного производства, которые стоят очень дешево, что значительно удешевляет всё производство и снижает стоимость продукта в целом, – говорит молодая исследовательница.
В наш информационный век работа специалистов в области обработки металлов давлением опирается на владение новейшими технологиями и специализированным программным обеспечением. Юлия Латфулина с коллегами проводит свои исследования в оснащенном современным оборудованием Ресурсном центре специальной металлургии ЮУрГУ.
– Мы совершенствуем не только форму наших изделий, но и состав. Подбираем состав порошковой смеси и процентное содержание графита и смолы, которая всё связывает. Графит спрессовать в чистом виде невозможно, так как он не сплавляется как обычный металл. Поэтому подбираем размер углеродных частичек и проводим испытания получившихся смесей, – объясняет Юлия Латфулина. – В лаборатории есть пресс-копёр – устройство для высокоскоростного прессования. Туда кладется насыпка из нашего материала. С высоты более двух метров пуансон падает на смесь и спрессовывает её. Мы варьируем вес пуансона, скорость прессования, измеряем плотность готового изделия. Плотность имеет важное влияние на электропроводность: от неё зависит, как ток будет проходить к самому транспорту, то есть его работоспособность.
В 2020 году в Челябинске состоится саммит ШОС и БРИКС, и в перспективе вся транспортная инфраструктура города должна быть модернизирована.
– Думаю, что модернизация должна затронуть всю транспортную систему, так как многие технологии уже устарели, – с уверенностью заявляет Юлия. – Сейчас мы занимаемся разработками различных конструкций и композитных материалов, которые позволят усовершенствовать электротранспорт в городе.
Юлия Латфулина совместно с другими учёными Ресурсного центра специальной металлургии является обладателем девяти патентов, а также автором десяти статей в международных журналах.
– С сентября 2016 года учу английский в рамках программы языковой подготовки для сотрудников и преподавателей «Лингва». Сейчас изучаем курс написания статей на иностранном языке. В будущем это, несомненно, поможет при написании научных статей, индексируемых Scopus или Web of Science, – комментирует аспирант.
Юлия планирует продолжить работу по теме «Исследование процесса лазерной наплавки интерметаллических порошков TiAl с целью получения защитных покрытий с высокими механическими свойствами», так как тема лазерной наплавки сейчас активно изучается исследователями Южно-Уральского государственного университета совместно с коллегами из Национальной школы инженеров Сент-Этьена (ENISE, Франция). Эта тема чрезвычайно актуальна и интересна не только в России, но и во всем мире: лазерная наплавка, когда на дешевую основу изделия наплавляется оболочка из более износостойкого материала, – очень выгодный метод производства.