Погружение в старину
В нашем вузе существует целый музейно-образовательный комплекс, объединяющий Музей истории ЮУрГУ, музей «Народы и технологии Урала», Выставочный центр «Наука и технологии Южного Урала», Учебный центр ракетно-космической техники имени академика В.П. Макеева, выставку-музей телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», учебный Геологический музей, Музей денег.
В музее «Народы и технологии Урала» 18 мая в честь праздника состоялся мастер-класс по экспериментальной археологии. Его провёл научный сотрудник НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ, руководитель проекта «Археос» Иван Андреевич Семьян. На мероприятие пришли студенты, молодёжь, преподаватели и сотрудники, гости вуза. Музей на время мастер-класса превратился в «пещеру первобытных охотников»: те, кто хотел полнее прочувствовать атмосферу тех давних времён, рассаживались на звериных шкурах, расстеленных прямо на полу.
Молодой учёный в живой увлекательной манере рассказал и показал собравшимся, как изготавливались древние орудия труда. Вы когда-нибудь видели, как делается каменный нож? Или каменный топор? Причём без помощи современных инструментов! Археолог наглядно продемонстрировал, как нужно, найдя подходящий камень, постепенно откалывать от него кусочки – и стараться не отбить лишнего. Часть заготовок неизбежно портится, трескается, ломается – но имея сильные руки, сноровку и терпение, можно получить вполне пригодное к применению орудие труда. Древние люди использовали для этого кремень – однако, как пояснил учёный, кремень годится не всякий: например, местный – не очень высокого качества. Поэтому иногда наши далёкие предки привозили материал из других регионов и уже на месте обрабатывали.
Все желающие могли тут же на месте попробовать под руководством Ивана Андреевича сами сделать каменный нож. Таким ножом можно не только разделывать мясо, но и срезать ветки, копать корешки, мездрить шкуры. А если соответствующим образом обработанный камень привязать к палке ремнём из сыромятной кожи, получится каменный топор. И рубит он не хуже стального! Конечно, сейчас вряд ли кто-то будет применять в быту, например, каменный нож: современные, стальные куда удобнее, к тому же, частички камня могут попасть в пищу. Однако такие орудия труда были в ходу долгое время: многие племена, к примеру, в Австралии, использовали их, пока не познакомились с европейцами.
А костяные ножи, по словам И.А. Семьяна, ещё лучше каменных: в частности, они легче, поэтому их удобнее брать с собой в дальнюю дорогу. Учёный показал, какие ещё изделия можно сделать из камня: например, наконечники для копий и стрел, скребки, свёрла.
Также археолог рассказал, что ещё в каменном веке человек пробовал обрабатывать найденные куски руды – например, медной, или метеоритного железа. Но кузнечное ремесло древние люди освоили позднее, в эпоху бронзы: исследователь показал, как в те времена делались орудия труда и оружие – топоры, луки, ножи, стрелы, копья. Нужно было видеть, каким интересом загорались глаза парней и девушек, когда они брали в руки современные копии археологических находок!
Иван Андреевич Семьян пояснил, что такие мастер-классы призваны популяризировать исторические знания, показать, насколько увлекательной может быть наука. Они помогают всем, кто интересуется прошлым, узнать, как на самом деле изготавливались в старину те или иные вещи, – а это очень важно для исследователей. Реконструируя старинные предметы утвари, одежды, орудия труда и так далее, учёные пользуются технологиями, которые применялись в прошлом, а чтобы убедиться в правильности своих выводов, специально сравнивают археологические находки и созданные по их подобию современные изделия. Разумеется, каждому ремеслу, в том числе древнему, надо учиться. Так, И.А. Семьян взял на вооружение опыт старших коллег. Его наставники – один из лучших в современной России специалистов по экспериментальной археологии, изучавший особенности металлургического производства населения Зауральской степи эпохи бронзы, Игорь Алексеевич Русанов из Челябинска и видный специалист по истории древней металлургии Сергей Александрович Агапов из Самары. Кстати, труды учёных в области экспериментальной археологии востребованы не только наукой. В России и мире множество людей, которые любят историю, увлечённо занимаются историческими реконструкциями, интересуются воссозданием одежды, оружия и снаряжения, бытовых предметов определённых эпох и народов. Телевизионные репортажи о фестивалях исторической реконструкции, таких, например, как «Пламя Аркаима», видели, наверное, многие. А ещё сделанные реконструкторами вещи «работают» в кино – документальном и художественном: чтобы зрители поверили, что перед ними на экране, например, древнерусский воин, актёру нужны аутентичные доспехи, одежда, оружие, а чтобы изготовить подобный реквизит, требуется знать старинные технологии.
И.А. Семьян рассказал университетским СМИ, что историей увлёкся ещё в школе, историческими реконструкциями – со студенческих лет, а сейчас занимается этой работой на серьёзном научном уровне.
После мастер-класса заведующий музеем «Народы и технологии Урала» Юлия Валерьевна Васина провела экскурсию, рассказав пришедшим о сокровищах, спрятанных за стеклом витрин.
Бегом в музей!
В честь Дня музеев по давней традиции государственные и частные музеи, в том числе и в России, проводят различные мероприятия, открывают выставки и, как правило, в этот день плату за осмотр не взимают. И это прекрасно, поскольку людей нужно знакомить с достижениями культуры, науки, искусства, с подлинной историей. Челябинские учреждения культуры тоже не остались в стороне: музеи, а также театры провели 18 мая ряд мероприятий. Думал: куда пойти? Везде поспеть мудрено. Наконец определился – и прямо после работы со всех ног рванул в Государственный исторический музей Южного Урала. Прибегаю, здороваюсь, поздравляю с праздником. Спрашиваю у служительниц, что можно осмотреть. Бесплатно – выставки: «Война глазами очевидцев: плакаты и фронтовые письма», «Холокост», «На страже порядка. К 300-летию российской полиции» и «Уральская зима». А всё остальное – за деньги. Кстати, здесь уже не в первый раз в честь Дня музеев открывают свободный доступ только к части экспозиции, а тому, кто хочет увидеть всё остальное, приходится раскошеливаться.
Поблагодарил и пошёл куда пускали. Народу, кстати, было немного. Почему – не знаю. То ли день рабочий, то ли под вечер все устали, то ли в принципе интересующихся историей мало – вот это уже хуже.
Две выставки
Сначала кратко расскажу о посвящённой уральской зиме выставке, которую можно будет увидеть по 23 июня: тут представлены десятки великолепных фотоснимков, запечатлевших зимние пейзажи, жанровые зарисовки, сцены массовых гуляний, народных забав. Особенно запомнилась фотография, названная «Отель тысячи звёзд»: одинокая палатка в лесу под необъятным звёздным небом.
Оттуда попал на выставку, посвящённую 300-летию российской полиции. Увидеть её можно будет по 15 июня. Пояснительные тексты на множестве стендов рассказывают об истории органов внутренних дел в нашей стране в разные периоды. Как известно, полиция в России появилась благодаря Петру Великому. После революции 1917 года органы правопорядка в нашем государстве на протяжении всего XX века назывались милицией. А после реформы, уже в XXI веке вновь стали именоваться полицией. Особые разделы экспозиции посвящены деятельности правоохранительных органов на Урале, а также подвигам тех, кто служил в милиции в годы Великой Отечественной войны или встал в ряды стражей порядка после Победы. На выставке множество фотографий и живописных полотен, рассказывающих о деятельности полиции и милиции от царских времён до наших дней. Так, художники изобразили и народные бунты, и допрос Емельяна Пугачёва. Кроме того, на выставке можно увидеть награды и значки, принадлежавшие героям-милиционерам, образцы обмундирования, оружия, в том числе наградного, с первых лет Советской власти и до наших дней, различные вещи, которые использовались и используются поныне в работе правоохранительных органов: телефоны, жезлы регулировщиков и так далее. Есть на выставке и образцы транспортных средств, на которых ездили и ездят сотрудники МВД СССР и РФ: прекрасно сохранившийся «Москвич-401» – бежевый с красной полосой; мотоциклы: жёлто-синий советский «Урал» с коляской и современный бело-синий германский БМВ. В двух витринах – модели-копии полицейских и милицейских автомобилей, к сожалению, в основном, иномарок, да и сделаны они не российскими производителями. А жаль… Вспоминается советское время, когда в продаже были подобные игрушки, сделанные в СССР, причём куда лучшего качества, чем нынешние.
Память о Войне
Выставка «Война глазами очевидцев: плакаты и фронтовые письма», посвящённая 73-й годовщине Великой Победы, будет работать по 23 июня. Здесь представлено множество советских плакатов периода Великой Отечественной войны. Среди них – пожалуй, самый известный: «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941-го. Ряд плакатов иллюстрирует речь И.В. Сталина на знаменитом параде 7 ноября 1941 года в осаждённой Москве: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Схож по содержанию и плакат Кукрыниксов со строчками Маршака: «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно, – внуки Суворова, дети Чапаева!».
Есть плакаты, являющиеся своего рода наглядным пособием для детей: на одном в стихотворной форме изложено, как пионеры помогли собрать необходимый для нужд обороны металлолом – после его переплавки изготовлены новая военная техника и боеприпасы, на другом показано, как ребята обнаружили и помогли поймать вражеского парашютиста.
Есть и выпущенные специально для бойцов Красной Армии учебные плакаты, где показано устройство ручного пулемёта Дегтярёва и винтовки Мосина, описано, как правильно стрелять, как чистить и смазывать оружие – и приведены примеры того, как эти навыки помогают красноармейцам истреблять гитлеровских захватчиков.
Особое место в экспозиции занимают бесценные документы эпохи – подлинные фронтовые письма, «треугольники». В них – рассказы о тяготах фронтовой жизни, тревога за родных и близких.
Рядом – экспозиция, посвящённая Холокосту. Её куратор и автор проекта – директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Иванович Богдановский. Как известно, в фашистской Германии, в странах-сателлитах и на оккупированных ими территориях нацисты преследовали и массово уничтожали представителей различных этнических и социальных групп: поляков, цыган, евреев, советских военнопленных… На выставке, которая будет работать по 22 июня, представлено множество чёрно-белых документальных фотографий – свидетельств нацистских преступлений. На эти снимки невозможно смотреть равнодушно. Вот массовые аресты, облавы. Вот немецкие концлагеря – страшные фабрики смерти. Горы трупов жертв геноцида, устроенного нацистами. Измождённые узники, похожие на скелеты, обтянутые кожей. Некоторые из них смогли дотянуть до того момента, когда их освободили войска антигитлеровской коалиции. Но сколько не дожило до Победы… Вот кадры, говорящие о том, как «практично» относились нацисты к тем, кого безжалостно убивали: горы снятой с узников обуви, мешки обручальных колец… Все эти вещи принадлежали людям, которые жили, любили, мечтали, верили, надеялись – а потом были убиты, только за то, что не родились «истинными арийцами». И людей этих – миллионы!.. Но тех, кто творил зло (жаль, что не всех), постигла заслуженная кара: на выставке есть и фотографии Нюрнбергского процесса.
Эти выставки оставляют неизгладимое впечатление, заставляют задуматься, соотнести то, что происходило тогда, с сегодняшним днём: событиями на Украине, в Прибалтике... Вспомним, что и эти республики, входившие тогда в состав СССР, были оккупированы Германией. Сотни тысяч тех, кто воевал против фашистов, были убиты или попали в плен. А сколько мирных жителей погибло от немецких снарядов и бомб, сгинуло в нацистских застенках, было угнано в рабство! Более семи десятков лет отделяют нас от той страшной эпохи. Но сколько бы времени ни прошло, нельзя забывать, как много зла, горя, страданий, смертей, разрушений принёс человечеству фашизм! И мы все должны сделать всё от нас зависящее, чтобы это самое страшное зло на Земле не смогло возродиться!
Вот так я провёл в этом году День музеев.