Закапывание – это древнейшая шаманская ритуальная практика, известная в Сибири, Тибете и у древних славян. Она помогает проработать базовые страхи и учит глубинному чувствованию себя. Облегченный вариант практикуют последователи Карлоса Кастанеды. Более жесткий вариант использовали и используют при принятии бойцов в некоторых боевых подразделениях.
Я решился на этот эксперимент ради уникального опыта, чтобы проверить собственный дух на прочность. Это совершенно индивидуальная практика как по времени, так и по целям и результатам. У каждого участника – свой уникальный процесс переживания. Время пребывания в земле – от двух минут до двух часов.
Процесс закапывания выглядит так: по четырем углам ямы спускают гофрированные трубки для воздуха. На дне сколачиваются три-четыре П-образных упора. Высота их всего около полуметра. Вы бросаете на землю туристическую пенку, забираетесь под эти упоры в спальном мешке. Сверху на упоры кладут доски. Застилают их полиэтиленом. И засыпают доверху землей.
Меня «хоронили» в дождь. Мелкие капли падали на лицо, пока я наблюдал, как сверху ложатся доски. Зашуршала пленка. Комья глины с мелкими камушками глухо бились о дерево. Это фантастическое ощущение, от которого замирает всё внутри.
Темнота под землей такая, что с закрытыми глазами кажется светлее. Звуки наверху становятся все тише, хотя я слышу, как скребут по кучам глины совковые лопаты, слышу голоса.
Уверяю вас: сильные страхи обязательно сбудутся. Я боялся только одного: что несущая конструкция сломается. Не темноты. Не нехватки воздуха. Только этого. И примерно после тридцати минут мне стало казаться, что доски трескаются. Началась паника, меня буквально распирал страх, никак не удавалось себя успокоить. Темно. Тесно. Чудовищно страшно.
«Я задохнусь!» – орал кто-то внутри меня и порывался поколотиться о доски. Стоп. Нас учили дышать? Учили. Плавный вдох, без пауз плавный выдох. Вдох. Выдох. Страх ушел. В могиле тепло. Воздуха достаточно. Век бы лежал.
Через пять минут накатывает вторая волна ужаса. И так меня бросает из «минуса» в «плюс» и обратно не меньше часа. Иногда мне казалось, что страха нет. Тут так тихо, хорошо. И комары не кусают, не то что наверху. Но подсознание упорно выискивало всякие ужасы.
Через час периоды паники стали очень редкими. Появилась возможность о чем-нибудь подумать. Я размышлял о времени, о жизни и смерти. О том, как мы ничтожны по сравнению со Вселенной. Вспомнил все свои обиды и разочарования. Простил себя и других. Очистил разум от суеты.
Выкопали меня через два часа, я чувствовал необычайную лёгкость и подъём сил, хотелось прыгать и бегать.
Для таких экспериментов у вас должно быть идеальное здоровье: даже у меня, абсолютно здорового, временами сердце сильно стучало в панике. Вообще, все переносят закапывание по-своему. К кому-то муза приходит. У кого-то депрессия исчезает бесследно. Кого-то озаряет решение жизненной проблемы. А я, наверное, теперь ничего не боюсь.
Через день после тренинга зашёл в лифт и подумал: «Вот будет смешно, если он сейчас застрянет». Лифт немедленно дернулся и застрял. Я сидел в нем, темном, и было мне всё равно, что я опаздываю по делам. Меня вообще теперь такие пустяки не волнуют.