Четверг, 21 Ноября 2024

Primavera на Параолимпиаде

Вторник, 01 апреля 2014 00:00   Екатерина СЫРЦЕВА

Хоровой коллектив ЮУрГУ выступил на фестивале «Хоры России – спорту мира» в рамках культурной программы XI Параолимпийских игр, которая проходила с 14 по 17 марта в Сочи. Творческая командировка стала настоящим праздником для артистов – студентов и выпускников ЮУрГУ, которые даже после окончания университета не забывают о любимом коллективе.

О том, как изменился Сочи в связи с Олимпиадой и каково это – дирижировать сводным хором из 500 человек, рассказывает художественный руководитель хора Primavera Алексей Просеков.

 

– Алексей, расскажите о ваших впечатлениях от выступления.

– Вызов на фестиваль пришел неожиданно, на подготовку было всего два месяца – а работу пришлось проделать колоссальную. Партитуры прислали, предназначенные для детского хора, и нам с хормейстером Татьяной Коковиной пришлось перекладывать десять произведений для смешанного хора, в котором поют юноши и девушки. На это ушло полтора месяца. Оставшееся время разучивали концертную программу. Репетиции не прекращались и в поезде.

Наше выступление в составе сводного хора, а это 500 человек – артистов более 40 детских и молодежных коллективов России из Санкт-Петербурга, Краснодара, Обнинска, Магнитогорска, Беларуси – состоялось в Зимнем театре перед участниками и зрителями Параолимпиады. Накануне была всего одна репетиция на сцене, но длилась она целых шесть часов. Такой режим работы выдерживают не все взрослые коллективы, поэтому нужно отдать должное участникам фестиваля – они достойно преодолели подготовительный этап. Вдохновляло сознание того, что мы будем петь перед нашими спортсменами-параолимпийцами, которые своими неимоверными усилиями принесли России победу, завоевав больше всех золотых наград в медальном зачете.

Организация концерта в целом была блестящей: потрясающая акустика, четкая работа звукооператоров, на каждом шагу волонтёры, которые совершенно искренне и доброжелательно помогали решить любые вопросы.

– По традиции, когда выступает смешанный хор, им дирижируют руководители всех коллективов по очереди. Каково это – управлять таким огромным количеством молодых певцов?

– Конечно, поначалу волновался, так как дирижировал большим сводным хором в первый раз, но чувство ответственности за качество выступления пересилило волнение, чему я очень рад!

Сводный хор исполнил русские народные песни («Ах ты степь широкая», «Калинка»), старинный вальс «Березка», популярные мелодии отечественной и зарубежной эстрады («Герои спорта», «Подмосковные вечера», «Катюша», Guantanamera, O sole mio, Let it be). К чести коллектива могу сказать, что Челябинск звучал великолепно. Кроме того, организаторы выбрали наших артистов для сольного выступления в нескольких номерах: Николай Игнатьев солировал в «Подмосковных вечерах», Алена Концедалова и хормейстер хора Татьяна Коковина – в «Катюше». Все трое очаровали публику!

Мне выпала честь дирижировать двумя номерами из программы сводного хора: это русская народная песня «Ах ты, степь широкая» – единственное произведение, исполненное a capella (без сопровождения инструмента и фонограммы – Прим. ред.), и неаполитанская O sole mio. Также каждый хор – участник фестиваля исполнил по одному произведению из собственного репертуара. Мы подготовили для зрителей «Шутку» И.С. Баха в переложении для хора.

– Где ещё, кроме Зимнего театра, выступал хор?

– На следующий фестивальный день, 16 марта, хор Primavera и его солисты выступили с концертом на площадке Олимпийского парка, исполнив классические произведения, военные и патриотические песни. Правда, не обошлось без накладок: перед выходом на сцену у нас было всего 20 минут на репетицию, а это мало для любительского коллектива. Но мы справились. Помогла поддержка зрителей: они встретили хор невероятно доброжелательно и тепло. В отличие от погоды: солнце в те дни не радовало, что не помешало нашим студентам насладиться видами морского прибоя, а некоторым – даже искупаться. Наверное, всех согревала мысль о сопричастности столь грандиозному событию. Ведь это первое спортивное мероприятие такого уровня в современной России – летняя Олимпиада в Москве проходила ещё в советское время.

– Вы успели составить впечатление об обновлённом Сочи?

– Культурная программа за рамками фестиваля была незабываемой. Артисты хора Primavera жили в пансионате при Современной гуманитарной академии, в уютных комнатах с потрясающим видом на море. В последний день Параолимпиады мы побывали на соревнованиях по лыжным гонкам, которые проходили в комплексе «Красная поляна», поднялись по канатной дороге до стадиона, поболели за наших спортсменов-параолимпийцев, восхитились силе их воли и духа и порадовались победам (тогда наша команда взяла два первых места, третье присудили украинской спортсменке).

Удалось погулять и по Сочи, и по Олимпийскому парку. Впервые я был в Сочи девять лет назад (тоже благодаря ЮУрГУ). За это время город до неузнаваемости изменился, начиная от пешеходных дорожек и заканчивая архитектурным решением улиц и парков, стал ещё более приветливым и красивым. Поразил и Олимпийский парк, где высококлассные дома соседствуют с масштабными тренировочными площадками, пешеходные зоны расцвечены зелеными клумбами и цветочными мостами, под классическую музыку шелестят водой «поющие» фонтаны и «реет в вышине… олимпийский огонь золотой».

На церемонию закрытия Параолимпиады не получилось попасть. Но мы смотрели трансляцию на большом экране по соседству со стадионом, где развернулось само действо, даже удалось ощутить себя его частью.

– Расскажите о творческих планах коллектива.

– Вернулись – попали с корабля на бал: сразу же начали подготовку к городскому этапу фестиваля «Весна студенческая» (на это у нас всего две недели). Также в планах – участие в гала-концерте на областном фестивале-конкурсе «Будущее России», мероприятиях Дней славянской письменности и культуры, традиционные выступления на праздновании Дня Победы.

Приглашаем студентов присоединиться к нашему дружному коллективу. Мы по-прежнему открыты для всех любителей творчества и хорового пения, для тех, кто готов серьезно работать и не боится авантюр. А мы, в свою очередь, сделаем всё, что в наших силах, чтобы помочь развить их таланты.

Хотелось бы выразить особую благодарность создателю и прежнему руководителю хора Наталье Мстиславовне Лопуховой за воспитание замечательного коллектива, в рядах которого посчастливилось вырасти и мне, а также за живую поддержку, оказанную нам в деле творческой подготовки гастролей, за бесценные напутствия накануне поездки. Отрадно пребывать в постоянном творческом общении с Натальей Мстиславовной, по-прежнему ощущать её любовь и поддержку, продолжать её дело и хранить заложенные ею хоровые традиции.

Коллектив хора благодарит за поддержку ректора университета Александра Леонидовича Шестакова, проректора по учебной работе Андрея Владимировича Шмидта, начальника Управления по внеучебной работе Ольгу Дмитриевну Алейникову и директора Центра творчества Светлану Владимировну Филипчук. Благодарю за поддержку и энтузиазм единомышленников: концертмейстера Светлану Ивановну Казанцеву, хормейстера Татьяну Коковину, старосту хора Анну Жуйкову (АС-376), «финансового директора» Веронику Пащук (ЭиУ-241), Любовь Юферицину (А-561), ответственных за партитуры Тамару Лаптеву (ПС-409) и Наталью Никишову (ФКиС-379), выпускников хора и всех артистов.

Подготовка гастролей потребовала больших усилий и со стороны певцов, и со стороны администрации университета. Очень радостно, что усилия эти в итоге увенчались успехом и хору удалось достойно представить университет (да и Челябинск) на таком уникальном и масштабном событии, как сочинская Олимпиада.

Справка

Алексей Просеков – художественный руководитель хора Primavera Южно-Уральского государственного университета. Окончив исторический факультет ЮУрГУ, поступил в Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского, где прошел обучение по специальности «Хоровое дирижирование» (класс доцента Г.К. Кендыш). Выступает в составе Челябинского камерного хора имени В.В. Михальченко. Прошел серьезную музыкально-практическую школу архиерейского хора Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска. В хоре Primavera под руководством Н.М. Лопуховой занимался с первых дней обучения в университете, в течение шести лет работал хормейстером, в 2013 году стал художественным руководителем.

Прочитано 2422 раз Рубрика: [ Культура ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *