Суббота, 23 Ноября 2024

Шекспир: смотреть или не смотреть?

Четверг, 17 декабря 2015 00:00   Наталья ЛАПАЕВА, ФЖ-521

Уильям Шекспир, несомненно, самый известный драматург за всю литературную жизнь человечества. О нем знают все от мала до велика, его трагедии по сей день ставят театры всех стран. Его персонажи настолько крепко запали в души людей, что их имена стали нарицательными: Ромео и Джульетта, Отелло… Сейчас пьесам знаменитого англичанина стало тесно даже в стенах драмтеатров. И с появлением кинематографа герои Шекспира вышли на большой экран.

Первый фильм «Гамлет» по одноименной трагедии появился в далеком 1907 году, длился примерно восемь минут и был немым. Он положил начало длинной череде экранизаций всех известных пьес Шекспира. Сколько актеров за всю историю кино сыграло роль датского принца Гамлета! А сколько сменилось королей Лиров, Ромео и Джульетт! И это не считая театральных постановок.

Время шло, полнометражное кино понемногу трансформировалось. Режиссеры стали искать новые способы показать великие произведения Шекспира. Драматург и его пьесы бессмертны, но зрителю хотелось новизны. Свежие идеи не заставили себя долго ждать – стали появляться картины, в которых действие из XVI–XVII веков переносили в современный мир. Причем иногда разве что по некоторым оригинальным названиям и именам можно было узнать, какое произведение лежит в основе киноленты.

В первую очередь такие фильмы предназначаются для подростковой аудитории. На главные роли приглашаются молодые симпатичные актеры, действие разворачивается в школьной или университетской среде. Само собой, обычно получаются комедии. Можно вспомнить американский фильм 1999 года «10 причин моей ненависти» – вольную интерпретацию «Укрощения строптивой». У классика практически полностью заимствован не только сюжет, но и оригинальные названия: «Падуя» – школа, где учатся главные герои – названа по городу, в котором происходит действие пьесы. Имена обеих героинь – Катарина (Кэт) и Бьянка – также остались без изменений. Словом, старая пьеса на новый лад. Плюс юные, не надоевшие лица главных героев – в ролях Хит Леджер, Джозеф Гордон-Левитт, Джулия Стайлз. Успех был гарантирован. Вот так молодежь, пришедшая в кинотеатр насладиться романтической комедией, волей-неволей знакомится с сюжетом пьесы Уильяма Шекспира.

Бывают современные интерпретации не только комедий, но и трагедий. Самой популярной, конечно, является «Ромео и Джульетта». Наверное, многие помнят фильм 1996 года с Леонардо Ди Каприо в главной роли, где действие перенесено в криминальный мир XX века. Однако в отличие от «10 причин моей ненависти», в картине «Ромео + Джульетта» почти полностью сохранен оригинальный текст шекспировской пьесы.

В какой-то момент зрители стали уставать от «свежих» взглядов режиссеров и сценаристов, и интерес к таким фильмам начал стремительно падать. Подростки повзрослели, им захотелось более серьезного кино. А зачем далеко ходить, если в запасе есть столько классических произведений, которые можно заново переснять, используя новые методы киносъемок и современные спецэффекты? И экранизации пьес Уильяма Шекспира вновь стали выходить в широкий прокат, но в большинстве своем уже без единой переписанной строчки. У режиссеров появилось много новых возможностей для того, чтобы развернуться в полную силу: до мелочей выверенные детали костюмов прошлых веков, великолепно подобранные декорации… В общем, всё, чтобы увлечь современного зрителя действием, разворачивающимся на экране.

Здесь стоит упомянуть новый, недавно вышедший фильм «Макбет», и это уже очень серьезное кино. В роли самого Макбета – Майкл Фассбендер, в роли его леди – Марион Котийяр. С первых минут просмотра понимаешь, какими масштабными были съемки. Туманно-зеленые равнины и горы Шотландии, мрачные замки Англии, густые леса графства Суррей. Прибавить к этому талантливую игру актеров, нетронутые реплики шекспировской трагедии… И складывается ощущение, что люди на экране – настоящие короли и королевы, сошедшие со страниц произведения драматурга. Это новый виток кинематографического воплощения пьес Уильяма Шекспира, возвращение к классическим канонам.

Трагедии и комедии Шекспира – это бессмертная классика. Его пьесы можно сколько угодно ставить на мировых сценах, экранизировать на любых языках и в любых интерпретациях. Они не утратят силы и очарования, в каком виде их ни преподнеси. И для каждого зрителя найдется своя любимая кинокартина.

Прочитано 3159 раз Рубрика: [ Вне учёбы ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *