– Что обусловило выбор профессии?
– Ещё в школе у меня была очень хорошая классная руководительница, Елизавета Борисовна Сорокина, которая увлекла нас историей. Тогда я захотел стать археологом. Поступил на исторический факультет Уральского государственного университета, который окончил в 1976-м. Конкурс тяжёлый: десять человек на место. Поэтому мы относились к учёбе чрезвычайно ответственно. Не было такого, чтобы за кем-то тянулся «хвост» – несданный зачёт или экзамен.
Будучи студентом, ездил в археологические и археографические экспедиции. В СССР шла «борьба с религией». Многие пожилые старообрядцы хранили у себя древние, уникальные книги и другие духовные ценности – но некому было их передать: молодёжь воспитывалась в духе атеизма. Порой доходило до того, что старики перед уходом из жизни книги просто закапывали. Тогда Академия наук направила несколько экспедиций в разные регионы, чтобы спасти эти раритеты. Я участвовал в поездках в составе экспедиций УрГУ. Мы находили рукописные и первопечатные книги, изданные анонимно ещё до Ивана Фёдорова, который считается первопечатником на Руси. Руководил экспедициями на Урале профессор Рудольф Германович Пихоя. Удалось спасти тысячи книг. Среди них были рукописи, содержащие музыкальные произведения, записанные древними крюковыми знаками. Они меня заинтересовали. С тех пор занимаюсь изучением древнерусского искусства, в том числе певческого, историей духовной культуры России. Чтобы имена древнерусских композиторов вернулись из небытия, чтобы их творения вновь зазвучали, требовалось с научным подходом расшифровать старинные записи, восстановить документальные факты биографий. Меня, студента четвёртого курса, послали в Москву – в МГУ, в Гнесинку, я проходил стажировку у ведущих специалистов.
– Каковы этапы вашей научной и преподавательской карьеры, основные достижения?
– Окончил университет, поступил в аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию досрочно. А с защитой задержка – на Урале мало было диссертационных советов, совсем не было специалистов для экспертизы работы по моей теме. Сердечно благодарен академику Николаю Николаевичу Покровскому: он был руководителем археографической экспедиции новосибирцев, с его подачи в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР я и защитился. Затем, в сорок лет, стал доктором исторических наук. Позже, поскольку занимался историей искусства, собрал много научного материала, решил написать ещё и диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения. Защитил её в 1999-м, в Российском институте истории искусств, в Санкт-Петербурге. Защита прошла в очень благожелательной атмосфере. К тому времени научное сообщество признало меня как специалиста: перед защитой то и дело спрашивали, где можно взять мои монографии. Работал в УрГУ, с 1981-го – в Челябинском государственном институте искусства и культуры, затем в Челябинском государственном университете. В 2001-м по приглашению тогда ректора, а ныне президента вуза Германа Платоновича Вяткина пришёл в ЮУрГУ. Этот период стал самым продуктивным и счастливым в моей научной деятельности, поскольку исследования поощряются руководством. У меня издано более ста научных работ, включая шесть монографий. Некоторые труды созданы в соавторстве с супругой, Натальей Владимировной Парфентьевой: она занималась музыковедческим аспектом, я – преимущественно историческим. За время работы в ЮУрГУ было много ярких моментов. Многие из них связаны с выставками в Зале искусств университета, который является лабораторией нашей кафедры. Особенно запомнилась «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила».
– Пожалуйста, расскажите о вашей кафедре и аспирантах!
– Под моим руководством защищены 16 кандидатских и докторская диссертация. Могу гордиться своими учениками. В их числе наши преподаватели Александр Николаевич Андреев (стал доктором наук в 30 лет!), его супруга Юлия Сергеевна Андреева, учёный секретарь кафедры Юлия Викторовна Федотова, директор Челябинского Камерного театра Илья Анатольевич Коломейский. У нас замечательный коллектив, прекрасные преподаватели. Основное направление научной работы кафедры – изучение истории духовной культуры России, различных её явлений (музыка, театр, обряды и так далее) в разных аспектах и в разные эпохи. Особенность научной школы кафедры в том, что мы исследуем в качестве источников не только документы, но и сами произведения и памятники культуры.
Кафедра сотрудничает с Государственным Русским музеем (в ЮУрГУ действует его виртуальный филиал), Московской и Санкт-Петербургской консерваториями, Институтом русской литературы и Библиотекой Российской академии наук, Венским обществом по изучению монодии (византийского и древнерусского пения). Мы постоянно участвуем в проводимых ими международных конференциях.
Кафедра не только готовит специалистов, но и ведёт курс культурологии практически для всего вуза. Но некоторые факультеты – особенно технические и естественно-научные – стали отказываться от этой дисциплины: нам поясняют, что в новых образовательных стандартах не предусмотрено компетенций в области культуры. Это огорчает и настораживает. Не знаю, чьё это упущение, но такая ситуация неправильна и опасна. Давно известно, что будущие специалисты должны быть людьми культурными, ориентироваться в вопросах искусства, эстетики, этики. Далеко ли продвинутся даже хорошие «спецы» с узким кругозором?
– Какую научную тему разрабатываете и какую планируете?
– В этом году у меня выходит шесть крупных статей в изданиях из списка ВАК и РИНЦ. В топ-списке РИНЦ по искусствознанию занимаю сегодня 26-е место по цитированию публикаций. По гранту РГНФ в течение последних трёх лет занимался исследованием музыкального творчества Ивана Грозного (царь сам писал тексты и музыку). Заявил новую тему по изучению реформ царя Алексея Михайловича в искусстве. Многое ещё можно сделать.