− Анна Викторовна, сегодня даже издания, чей формат далёк от новостной повестки, стараются размещать новости, связанные с коронавирусом. Почему так происходит?
− К сожалению, на сегодняшний день упоминание коронавирусной инфекции в тексте − беспроигрышный способ привлечь внимание аудитории и заставить читателя «кликнуть». Реагируя на эту тему, люди заходят на ресурс или переходят по ссылке на конкретную новость. Сейчас аудитория «клюет» на всё, что связано с коронавирусом.
− Пользуются ли читательской заинтересованностью СМИ и другие источники информации, которые не против публикации фейковых новостей?
− На мой взгляд, формулировка «не против» не совсем корректна. Ведь есть много причин, по которым СМИ могут разместить неверную информацию – именно неверную, а не фейковую. Когда мы говорим о фейках, то подразумеваем, что СМИ намеренно вводит аудиторию в заблуждение. Но может просто произойти ошибка, например, издание воспользуется непроверенными данными, которые поспешит опубликовать, стремясь опередить конкурентов. Повторю, сейчас любая информация, связанная с коронавирусом, пользуется популярностью, и люди меньше обращают внимания на то, откуда именно взялись эти сведения.
– Как читателю отличить правдивую новость от фейковой?
− На мой взгляд, пока публика недостаточно хорошо разбирается в том, какие новости являются фейковыми, и не отслеживает, какое СМИ было замечено в публикации фейковых новостей. Поэтому за информацией нужно обращаться к авторитетным изданиям, официальным источникам, использовать критическое мышление, то есть «включать голову». Это необходимо, так как зачастую фейковая информация апеллирует именно к нашим эмоциям, обращается к нашим страхам – за свою жизнь, за безопасность свою и близких.
– Расскажите подробнее, на что читателю важно обращать внимание в тексте?
– СМИ могут использовать «сенсационность» в заголовках (почти как «кликбейт»), чтобы привлечь внимание аудитории. Поэтому стоит искать подтверждение любой информации в нескольких авторитетных СМИ. Также читателю поможет внимательное прочтение текста – там можно найти даже опровержение информации, данной в заголовке. Если в тексте есть ссылка на «собственные источники», которые не раскрываются, я бы не рекомендовала доверять такой информации. Правило журналистики – это открытость информации, способов и методов ее получения, а также ее доступность для проверки. Кроме того, не стоит верить информации из социальных сетей, даже если она подкреплена фото- и видео-«доказательствами»: именно социальные сети – драйверы распространения фейков.
Свой вклад в борьбу с фейковыми новостями сделали специалисты кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью: они перевели на русский и подготовили к выпуску в Издательском центре ЮУрГУ уникальное пособие «Журналистика, фейковые новости и дезинформация» (Journalism, Fake News & Disinformation) из серии ЮНЕСКО по журналистскому образованию. Сейчас книга доступна на семи языках мира, и ЮНЕСКО просит академическое сообщество перевести ее на другие.
– Посоветуйте ресурсы, где сегодня можно найти достоверные новости, посвящённые коронавирусу?
– Создан специальный ресурс – онлайн-карта распространения коронавируса в России и в мире (coronavirus-monitor.ru). Там размещается проверенная официальная информация, проверенные новости, статистика. Думаю, лучше всего ориентироваться на этот ресурс.
– Предусмотрено ли наказание за распространение фейковых новостей?
– С 29 марта 2019 года физические и юридические лица, причастные к распространению недостоверной информации в СМИ или в интернете, могут быть привлечены к ответственности и получить штраф. Наказание варьируется в зависимости от последствий.