Вторник, 03 Декабря 2024

Как строился ИС

Вторник, 18 октября 2022 00:00   Александр МЕТЛА, Геннадий СЕМЕНЯК
14 апреля 1962 г. ЧПИ, хоздвор 14 апреля 1962 г. ЧПИ, хоздвор
АСИ, лаб.корпус, 1960 АСИ, лаб.корпус, 1960

В 1959 году только на первый курс Челябинского политехнического института было принято 3500 человек, что вызвало, в том числе, и острую необходимость в расширении лабораторной базы. К тому же открывались новые специальности – «Промышленная теплоэнергетика», «Конструирование и технология производства радиоаппаратуры». Для проведения практических занятий нужны были просторные аудитории и лаборатории. Преподаватели и студенты инженерно-строительного факультета своими силами разработали техническую документацию и взялись за возведение лабораторного корпуса.

Лаборатории строим сами!

В 1958 году группа в составе создателя и первого декана ИС факультета Ф.Г. Шумилина, заведующего кафедрой ПГС Ф.Л. Серебровского и архитектора В.Г. Ганина разработала и согласовала основные требования к будущему корпусу ИС факультета. Его намечено было возвести на том месте, где тогда находились временные сооружения СМУ № 4.

Изначально решили, что здание в плане будет представлять собой «двутавр», подобно нынешнему корпусу на улице Электростальской. Главный фасад должен был выходить на северную сторону, парадный вход – располагаться с южной стороны дворового фасада, а помещения – находиться по обеим сторонам коридоров и группироваться по кафедрам.

На первом этаже, с высотой потолка 10,2 метра, планировалось разместить зал испытания крупных строительных конструкций с двумя мостовыми кранами. К залу примыкали помещения высотой 6,4 метра, предназначенные для кафедры строительных материалов. На втором этаже должны были располагаться кафедры сопротивления материалов и водоснабжения и канализации. На третьем, в перемычке между южной и северной частями – лаборатории теплотехников, в остальных помещениях – учебные аудитории и лаборатории строительной физики и акустики. Чердак планировали отвести под оборудование кафедр ВиК и ТГСиВ. По глубине здание соответствовало Теплотехническому корпусу, а по ширине – нынешнему лабораторному корпусу АСИ. В боковых нишах «двутавра», с запада и востока, должны были на подготовленных площадках размещаться образцы строительной техники. В народной стройке участвовали студенты, преподаватели, сотрудники. Оказывали помощь и заинтересованные предприятия. В 1961 году благодаря настойчивости Фёдора Герасимовича Шумилина и усилиям всего коллектива лабораторный корпус ввели в эксплуатацию. В новом здании разместились кафедры, учебные и научные лаборатории, появилась возможность разумно использовать поступающее оборудование, строительную технику.

Впоследствии корпус постоянно достраивался и перестраивался: масштабные реконструкции проводились в 1972-м, затем в 1990-х, также регулярно предпринимались более мелкие работы по совершенствованию учебной базы. В этом процессе приняло участие не одно поколение студентов и аспирантов.

 

Вспоминают те, кто строил

В планах коллектива ИС факультета было и возведение нового здания, опирающегося на независимые колонны и перекрывающего существующий корпус фермами длиной 24 метра. Предполагалось, что в нем будет около восьми этажей.

– В 1972 году я после окончания аспирантуры вернулся в ЧПИ для дальнейшей работы. К тому моменту корпус ИС факультета, цех с двумя пролетами по 12 метров, был возведен, – рассказывает профессор Валерий Фёдорович Сабуров, в свое время непосредственно участвовавший в заливке мозаичных полов и последующей установке испытательного оборудования в корпусе. – В одном из пролетов стоял кран мощностью пять тонн. Во втором крана не было, но у возведенных колонн были консоли. Эти опоры решили использовать для крепления балок, а опираясь на них, сделать второй этаж для мелких помещений под аудитории. Проект реконструкции выполнили Анатолий Данилович Дедух (расчетная часть) и Александр Юрьевич Маленьких. Общее руководство проектом осуществлял Всеволод Сергеевич Силин. Материалы передавали (дарили) различные строительные организации. Металлические конструкции изготовил Завод металлоконструкций имени Орджоникидзе. Монтаж осуществили представители Уралстальконструкции… В возведении всех корпусов ЧПИ участвовало СМУ-4 Вузстроя, офис которого находился на пересечении улиц Энтузиастов и Коммуны. Но в основном применялся хозяйственный способ…Корпус ИС факультета строился по принципу «с миру по нитке».

– Александр Александрович Оатул раздобыл бетонные плиты для перекрытий, – вспоминает профессор Рафкат Галимович Губайдулин. – Александр Фёдорович Кузнецов специально ездил в Новосибирск за мостовым краном – его заказывали отдельно: пролет-то нестандартный.

Непосредственно со студентами работали и руководили работой Владимир Павлович Козин и Борис Иванович Платунов. От крана отказались, у них в лаборатории было собрано уникальное строительное оборудование, в частности, действующий башенный кран и строительный подъемник. Но для учебного процесса требовались площади. Поэтому колонны второго пролета корпуса использовались для опор балочной системы второго этажа. Сами все рассчитали – и заказали на заводе металлоконструкций все изделия.

В лаборатории строительных конструкций сделали «силовой» пол, усиленный для анкеровки испытательного оборудования – это позволяло проводить испытания крупногабаритных конструкций, и в частности ферм с пролетами до 30 метров! В 1960–1980-е испытания шли одно за другим, лаборатория была очень востребована. Промышленное строительство развивалось бешеными темпами – и все научные разработки пользовались большим спросом. В 1960-е развивалось строительство из железобетона, всё было ново и интересно. Много аспирантов – и у каждого программа испытаний по своей теме. Все местные проектные институты и строительные лаборатории буквально не вылезали из корпуса. Из Москвы приезжали журналисты описывать ход строек. Работа кипела!

 

Передовой опыт

Даже несмотря на то, что при возведении некоторых объектов ставка делалась на работы хозяйственным способом, общий уклон в «промышленные» решения очевиден. Это во многом объясняется большим количеством единовременно обучающихся. Чем просторнее помещения, тем человек свободнее себя чувствует – архитектура больших пролетов! Для просторных зданий требуется соответствующее освещение учебных и рабочих мест. А значит, оконные проемы делаются больше, чем в обычном административном или общественном здании. А чем больше окна – тем больше теплопотери в отопительный сезон. Поэтому в подобной ситуации остро стоит вопрос об автономном отоплении. В короткий срок была сооружена учебная котельная, которая снабжала теплом весь комплекс эксплуатируемых зданий института. Новые водогрейные котлы, которые тогда, более полувека назад, разработал Вадим Петрович Туркин, действуют до сих пор.

С 1960 года нормативный срок обучения в ЧПИ составлял пять с половиной лет при плане приема на первый курс 1600 человек. Одновременно в вузе училось до девяти тысяч студентов. Для них требовались учебно-лабораторные здания общим объемом 450 000 кубометров – вдвое меньше, чем было. Кроме того, в институте развитие получили вечерняя и заочная формы образования, на которых по состоянию на первое полугодие 1960 года обучалось пять тысяч человек.

В тот момент решался острый вопрос о проектировании и возведении учебного корпуса № 2 (проспект Ленина, 85). Министр высшего образования СССР В.П. Елютин дал разрешение на строительство силами студентов учебно-лабораторного корпуса Инженерно-строительного факультета объемом 18 000 кубометров. Во время эксплуатации корпус несколько раз реконструировали, встраивая в существующих стенах дополнительные аудитории.

В 1971–1972 годах на месте подкрановых балок в северной части корпуса и части южной стороны надстроили второй этаж, где разместились учебные аудитории кафедр инженерно-строительного факультета. Там устанавливали самое совершенное учебное и научное оборудование, которым располагали кафедры, – получались уникальные учебные аудитории по спецпредметам, которые приводили в пример. Перенимать опыт создания подобных учебных классов приезжали со всего Советского Союза.

 

Лёд и хулиганы

В 1988 году реконструировали крышу строительного лабораторного корпуса: уложили на нее профнастил, сделав большие выпуски, чтобы осадки не попадали на стены. Но для уральского климата проект оказался неподходящим: когда начал падать снег, на выпусках стали нарастать ледяные плотины и огромные сосульки. Под их тяжестью профлист либо обламывался по месту стыка со старой крышей, либо его полностью вырывало из крепления и он вместе со льдом валился вниз. Особенно страдала северная сторона корпуса: на стены и оконные проемы сошла настоящая ледяная лавина. Когда на некоторых участках нарастала «критическая масса», с этих мест отваливались громадные куски льда, которые вырывали и стеклоблоки, и кирпичи.

После такой «аварийной» зимы корпус обследовала команда Юрия Федотовича Кутина, и пришла к выводу, что каркас потерял несущие способности. Был разработан проект усиления каркаса с помощью полуколонн. Первоначально их думали сделать с помощью съемной опалубки из труб большого диаметра, разрезанных пополам. После бетонирования опалубку планировали снимать, но в процессе решили оставить – для усиления конструкций. С тех пор полуколонны украшают фасады корпуса. С южной стороны они достают до подоконников, а с северной, которая сильнее пострадала от снега и льда – до середины оконных проемов.

На период аварийных работ был издан приказ ректора о закрытии корпуса, запрете проведения лабораторных занятий и посещения здания теми, кто в нем работал. Вход разрешался лишь ответственным сотрудникам, чтобы наблюдать за состоянием корпуса и ходом ремонтных работ. Между тем учебный процесс прерывать было невозможно. Выручил учебный центр «Нефтегазстроя», который разрешил на своем полигоне проводить лабораторные занятия по дисциплине «Строительные машины». Студентов отвозили туда на автобусах.

Оконные проемы с северной стороны лабораторного корпуса ИС факультета были закрыты стеклоблоками. Некоторые из них со временем полностью или частично разрушились. На стеклоблоки в стене приходится довольно сильная нагрузка – как из-за верхних слоев блоков, так и из-за перепадов температуры: когда на улице минус сорок, а в помещении плюс двадцать, для стекла это не очень хорошо. Время от времени перегруженные стеклоблоки лопались – раздавался громкий хлопок, летели во все стороны осколки. Это очень нравилось мальчишкам, гулявшим возле корпуса, и они бросали камешки по целым стеклоблокам.

Поврежденные и разрушенные блоки пробовали заменять – но работа это была тяжелая и неблагодарная. Дыры приходилось затыкать блоками из пенопласта – в помещениях становилось тепло, но темновато, притом нужно было постоянно следить, чтобы эти заплаты не вывалились от сильного порыва ветра.

Намерзавший лед тоже вносил свою лепту в разрушение окон. В итоге температура в учебной зоне опускалась до плюс одиннадцати и студенты занимались в верхней одежде и перчатках. На помощь альма-матер пришел выпускник 1985 года Е.В. Рогоза – руководитель строительной фирмы «Монолит». Он по бартеру приобрел рамы большого размера, и шахтеры Копейска, которые в это время сидели без работы, вставили их в оконные проемы, заложив кирпичом небольшие пустоты. Окна эти простояли до 15 февраля 2013 года. Потом, когда устраняли повреждения, вызванные падением Челябинского метеорита, все окна лабораторного корпуса АС факультета заменили на «евро».

 

Модернизация

Космический удар по корпусу зафиксировала видеокамера в лаборатории кафедры СПиТС: видно, как дрожат трубы, расположенные возле камеры, как летят стекла из рам на северной стороне. Непонятно, почему именно северная сторона пострадала так сильно – ведь путь болида проходил южнее. Но, так или иначе, корпусу еще повезло: стихийное бедствие произошло в начале рабочего дня, поэтому, несмотря на мороз, сотрудники ЮУрГУ успели закрыть выбитые окна подручными материалами и спасти тепловой контур от замерзания. Выбитые окна заменяли множество бригад, не только из Челябинска, и обошлось это вузу в миллионы рублей.

В 2008 году пожарная комиссия выписала на корпус предписание, в котором говорилось о необходимости дополнительных путей эвакуации в аварийных случаях. В результате перестроили коридоры второго этажа, сделали широкую лестницу и дополнительные выходы на улицу. Для лестницы возвели капитальную стену, которая подперла второй этаж, что пошло на пользу несущим конструкциям: ранее работавшие на втором этаже жаловались на повышенную вибрацию стен и пола.

А летом, во время каникул, специалисты фирмы КНАУФ поменяли в корпусе полы. Коммуникации также переделаны для более удобной эксплуатации. Например, после устройства второго этажа светильники в лаборатории кафедры ТСП смонтировали на вновь построенном перекрытии, на высоте пяти с лишним метров, так что замена перегоревшей лампочки была довольно сложным делом. Главный энергетик ЧПИ В.Я. Вольф нашел выход из положения: были изготовлены самодельные двухметровые люцетты. Силовая электрическая сеть в корпусе переделана в соответствии с современными требованиями, чтобы без проблем поддерживать питание мощного оборудования и приборов, применяющихся на кафедрах. Управление энергетики под руководством А.Н. Циулина помогает ученым достойно эксплуатировать электрические сети. Подверглись модернизации и системы отопления, водоподачи и водоотведения, став более совершенными и простыми в эксплуатации. Отдел главного механика под руководством Р.Н. Исрафилова постоянно работает над улучшением этих систем.

Прочитано 4531 раз Рубрика: [ Университетская жизнь ] Последнее изменение Вторник, 04 апреля 2023 17:17
X
Читайте также:

Знаменательные даты ЮУрГУ

1 декабря 25-летие кафедры технологии и дизайна Института спорта, туризма и сервиса Создана в 1999 году как кафедра машин лёгкой промышленности. За ...

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *