Воскресенье, 24 Ноября 2024

Студенчество – лучшие годы

Пятница, 28 октября 2022 00:00   Редактор сайта
Евгений Анатольевич Кочетов

Я учился на кафедре промышленно-гражданского строительства, специализация «Железобетонные изделия». Окончил институт в 1996 году, диплом у меня обычный, но все оценки – хорошо и отлично. Скажу сразу, что это самое счастливое время в моей жизни. Политическая обстановка спокойная, мы молодые, веселые, счастливые. Программу обучения не считаю очень сложной: кто хотел учиться и имел способности, тот легко ее усваивал и получал отличные оценки.

У нас были очень сильные преподаватели. До сих пор встречаю их в вузе. Они нас сразу готовили, скажем так, ко взрослой жизни. В ходе занятий отмечали, что за стенами института нас ждет несколько иная жизнь, не теория, а практика, и, соответственно, старались выйти за рамки программы и дать именно те знания, которые нам пригодятся в работе. Считаю, что эти советы и помогли мне легко освоиться в реальной жизни, на настоящей работе. Причем с некоторыми преподавателями я сотрудничал и после выпуска. Мы вели несколько научных проектов, поэтому постоянно общались. Не забывал я институт, не отпускал он меня. А в принципе, считаю, достаточно было ходить на лекции и внимательно слушать преподавателей. Всё, что они говорили, до сих пор вспоминаю и применяю в работе.

Советское образование было мощное. Сейчас, думаю, стало еще мощнее: к традиционным требованиям прибавились современные подходы, чтобы молодой специалист еще быстрее адаптировался в этом очень изменчивом мире. У нас каждый день, сами знаете, что-то меняется, и молодым специалистам надо еще быстрее адаптироваться и закрепляться во взрослой жизни. Ребята стали гораздо серьезнее, амбициознее. Многие из них уже понимают, кем будут, строят планы на несколько лет вперед. Считаю, что студент 20-летней давности разительно отличается от современного, а выпускник – от абитуриента. Мне очень нравится, что из ЮУрГУ выходят такие надежные ребята, я в них нисколько не сомневаюсь. И у них самих практически ни у кого нет сомнения в том, что они вольются в современную жизнь и достигнут невероятных высот.

Когда я поступал в институт, абитуриенты делились на два типа: те, которые просто поступили и не понимали, кем будут после выпуска, и те, кого привели за ручку родители. Вот я из второй когорты: меня просто привели и сказали: «Будешь проектировщиком, потому что у тебя мама, папа, брат – все проектировщики. Ты будешь таким же». Поэтому моя судьба была предрешена. И в принципе не было, наверное, ни одного дня, когда бы я сомневался в выборе профессии. Она, как говорится, сразу в меня вошла, я ее принял, и в принципе никогда ей не изменял.

Сейчас работаю в компании «Голос проект» – проектном подразделении холдинга «Голос development». Холдинг занимается строительством крупных жилых комплексов, причем очень разнообразных. Есть среди них высотные, такие как «Башня свободы», «Алое поле», есть комплексы бизнес-класса – «Ньютон», «4 Ленина», есть жилые комплексы средне-этажные – например, «Хюгге», который строится на площадке «L-Town». Также планируются жилые комплексы возле «Солнечной долины», это уже будет малоэтажное строительство. Поэтому скажу, что очень разнообразные объекты, на любой вкус, цвет, кошелек, поэтому можно выбрать любую планировку, этажность, локацию. Выбор за потребителем, мы ему готовы предоставить всё.

 

Валентин Данилович Оленьков

Центр «Наследие» был изначально создан в ЧПИ на базе инженерно-строительного факультета, нынешнего Архитектурно-строительного института. Занимается центр сохранением исторического культурного наследия. Это наша работа, поскольку у нас работаю строители и архитекторы. Здание нужно обследовать, найти документы о его истории, а затем восстановить конструкцию и архитектурный облик. За последнее время в «Наследии» разработано более 30 проектов восстановления, в частности храмов. Из последних могу назвать уже восстановленные: церкви в селах Большой Куяш, Булзи, Демарено, церковь Сошествия Святого Духа в Кыштыме – одна из самых старых в Челябинской области. Конечно, мы начинаем работу со студентами первого курса – они выполняют поисковые и научно-исследовательские работы. Каждый из них представляет свою работу, потом защищает, а затем, уже на дипломе, они ее делают в рамках центра «Наследие» как профессиональную исследовательскую строительную или архитектурную работу. По материалам центра «Наследие» у нас издано несколько книг: «Православные храмы Челябинской области», «Деревянное зотчество Урала» совместно со свердловчанами, много буклетов. Конечно, участвуем в выставках – не только студенческих работ, но и экспозициях международного класса в Лейпциге: были там шесть раз и получали дипломы. Впоследствии выпускники с удовольствием продолжают заниматься обследованием конструкций, восстановлением зданий – в каких-либо организациях, или даже организуют свое предприятие.

Здесь на фото как раз помещение центра «Наследие»: плакаты, исследовательские работы, дипломные проекты, и наш огромный архив. Мы не только сами этим занимаемся, но и являемся экспертами Министерства культуры Российской Федерации, рассматриваем работы других исследователей, даем экспертное заключение.

Выпускники… Расскажу о кафедре градостроительства. Конечно, самый знаменитый наш выпускник – это Ирина Владимировна Лазарева, первый в СССР доктор технических наук по специальности «Градостроительство», можете представить значимость этого человека. Конечно, она всю жизнь проработала в Москве. У нее огромное количество публикаций, последнюю книгу, «Национальное пространство», отметили многие ученые в нашей стране. Мы сейчас сделали пособие «Градостроительные школы Южного Урала», где отражен ее вклад в науку. Из других выпускников должен отметить старейшего преподавателя нашей кафедры Татьяну Александровну Кондратенко – ее знают все выпускники кафедры градостроительства, с благодарностью вспоминают о ее плодотворной работе, применяют полученные знания на производстве. И, конечно, нельзя не упомянуть Михаила Александровича Кожевникова: он был начальником отдела генплана и заместителем директора в «Челябинскгражданпроекте», начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, возглавлял Управление архитектуры и градостроительства министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. Практически под его руководством были выполнены все проекты по территориальному планированию, планы городов, схемы территориального планирования территорий. Здесь, в пособии для студентов, мы как раз показываем эти работы, чтобы ребята видели, чем будут заниматься после окончания вуза.

 

Юлий Алексеевич Ивашенко

История кафедры железобетонных конструкций, нынешней СКиС, начинается с 1950 года. Одновременно с организацией учебного процесса кафедра занималась помощью строительным предприятиям Челябинска и области, а также устанавливала связи с ведущими вузами страны по вопросам организации учебного процесса и проведения научных исследований в области железобетонных конструкций – в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах. За время работы кафедра оказала огромную помощь городу и всем строительным организациям. При нашем участии построены дворец спорта «Юность», театр драмы, реконструирован Оперный театр, оказывалась помощь Челябметаллургстрою, металлургическому заводу, водозаборной станции на Шершневском водохранилище – это крупные, знаковые здания и предприятия, имеющие огромное значение для инфраструктуры Челябинска. Были связи, оказывалась помощь Миассу, Златоусту и другим городам Южного Урала. За это время на кафедре выработалось определенное направление по оказанию технической помощи предприятиям и строительным организациям – обследованию и усилению зданий, получивших повреждения в силу различных причин. Одновременно развивалась научно-исследовательская деятельность, разрабатывались новые направления в теории железобетона – например, сцепление арматуры с бетоном, обследование технического состояния конструкций. Изучалась и работа оболочек – была оказана помощь при постройке Торгового центра. Развивалась теория расчета железобетонных конструкций с учётом специфических свойств железобетона и особенностей деформирования бетона. Велись работы в области теорий ползучести и теорий пластичности. За время работы кафедры получены золотая и серебряная медали ВДНХ, проведена Всесоюзная научно-техническая конференция с участием ведущих вузов страны и строительных предприятий. В настоящее время кафедра занимается разработкой и совершенствованием железобетонных строительных конструкций, например, таких, где сочетаются различные материалы. Такие конструкции довольно эффективны, пригодны для зданий разной этажности и назначения. Развивается также направление по разработке новых видов арматуры, есть труды по разработке пластиковой арматуры, которая хорошо комбинируется с металлической, за счет чего существенно повышаются показатели железобетонных конструкций, ускоряется их возведение и на 30–40% снижается себестоимость. Вопросами совершенствования комбинированных конструкций мы занимаемся вместе с заведующим кафедрой профессором Максимом Владимировичем Мишнёвым.

В последние годы стали актуальными расчеты зданий на лавинообразное разрушение. О необходимости таких расчетов говорится в законе № 384-ФЗ – «Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений», вышедшем в 2009-м. Кафедра занимается этими вопросами и может оказывать существенную помощь организациям, которые возводят здания из железобетонных конструкций. 

 

Владимир Николаевич Кучин

Архитектурно-строительный институт отмечает 70-летний юбилей. Поздравляю наших преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников с этим праздником. Сегодня хочется говорить о людях, у которых учились и с которыми в дальнейшем работали. Нашему потоку повезло учиться у таких профессоров, как Станислав Георгиевич Головнёв, Александр Федорович Кузнецов, Борис Яковлевич Трофимов, Виталий Иванович Соломин. На лекциях профессора Юрия Васильевича Максимова мы узнавали, как рассчитывать оболочку уникального здания – челябинского Торгового центра. А профессор Абрам Самойлович Черный рассказывал, как строится это здание на временных опорах. Более 20 лет проработал с деканом Владимиром Васильевичем Спасибожко. Этот настоящий ученый, надёжный человек уверенно руководил факультетом в течение 29 лет. Наша главная ценность – это преподаватели.

Хочется выразить уверенность в сохранении традиций, заложенных сильным преподавательским коллективом, пожелать творческих успехов и стабильной работы.

 

Рафкат Галимович Губайдулин

Конечно, мы попали в трудное время Перестройки и, конечно были задумки по созданию и применению новых конструктивных решений и новых методов расчёта уникальных зданий и сооружений. Диссертации наших аспирантов и моя собственная были посвящены оценке усталостной долговечности и сопротивлению крупному разрушению конструкции морских стационарных платформ. Мы работали на территории завода глубоководных оснований в Баку и с министерством нефтяной и газовой промышленности СССР в Москве. В результате были изготовлены первые морские платформы. Они были установлены на Каспийском море и работают по сей день.

Поскольку мы обладали методами расчёта и оценки долговечности сопротивления хрупкому разрушению, нас попросили обследовать опорный блок морской стационарной платформы в 30 километрах от Калининграда. В результате обнаружилось, что там есть трещина, но после ремонта возможна дальнейшая эксплуатация. В то время это было большим событием: платформу строила фирма «Лукойл», сейчас она добывает нефть на Балтийском море, в районе Калининграда.

В Челябинске мы делали расчеты для ледового дворца «Уральская молния». Пролет 195 метров в длину и 84 в ширину, 19 в высоту. Была предложена новая конструктивная форма большепролетных конструкций: арочно-вантовая комбинированная система, где гибкие растянутые элементы сочетаются с жёсткой аркой, которая работает на сжатие и на изгиб. Форма очень легкая, экономичная, с минимальным количеством вспомогательных элементов. Однако – новая, малоисследованная с точки зрения и проектирования, и изготовления, и монтажа. Причем при монтаже производится предварительное напряжение. С кафедрой заключили договор о научном сопровождении строительства, и мы первыми выполнили такие работы. Проводили исследования по сварке высокопрочных сталей, по выполнению технологических операций, ну и, самое главное, по точности изготовления и сборки этих конструкций. В цехе на заводе мы проводили контрольную сборку, и когда все операции были выполнены и конструкция собрана без замечаний, эту конструкцию отправляли на монтаж. Эта конструкция имеет геометрическую нелинейность, и здесь, особенно при малейшем увеличении напряжения в верхнем поясе, очень сильно изменяется напряжение в затяжке. В связи с этим нужно было провести тензометрирование. Были наклеены датчики, и с помощью тензометрирования регулировалось напряжённое состояние в процессе монтажа. Преднапряжение происходило за счёт раздвижки верхнего и нижнего пояса, когда поднимали домкратами верхний пояс. Для этого создали кондуктор – этим занимался «Востокметаллургмонтаж». Конструкция изготавливалась на Челябинском заводе металлоконструкций, проект делала «Челябпроектстальконструкция» на основе наших расчётов и разработок – сами мы не могли: не было лицензии.

А про главный корпус история такова. Когда ЧПИ стал техническим университетом, тогдашний ректор, Герман Платонович Вяткин, столкнулся с большой проблемой: появились новые факультеты, кафедры, стало больше студентов – и для них не хватало площадей. Министерство денег не выделяло ни на строительство, ни на реконструкцию: денег вообще не было. И вот Герман Платонович пришёл на факультет с просьбой помочь, найти выход из положения. Вот тогда и было предложено сделать реконструкцию главного корпуса: надстроить верхние этажи. В 1951 году, когда создавался этот проект, он предусматривал помимо верхних этажей ещё и шпиль. Но потом началась борьба с архитектурными излишествами, и когда семь этажей корпуса были возведены, обком партии потребовал на этом остановиться.

Ученые кафедры архитектуры активно взялись за работу, была создана группа. Я предложил для всей этой надстройки металлический каркас. Но денег на конструкции не было. Герман Платонович попросил директора завода изготовить конструкции без оплаты, пообещав, что в течение ближайшего времени университет расплатится. Прошло время, на заводе тоже не было денег, рабочие начали требовать зарплату. Тогда Герман Платонович с директором пошли к губернатору Петру Ивановичу Сумину, и тот выплатил эти деньги заводу. После этого начался монтаж конструкций.

На седьмом этаже, там, где убиралась крыша, по всему периметру центральной части делался железобетонный пояс, а чтобы укрепить стены, в местах, где на них должны были опираться колонны, опускали железобетонные пилястры. Это оказалось возможным, потому что грунты тут скальные, и их расчетное сопротивление вполне выдерживало дополнительные нагрузки от надстройки со шпилем. Но при этом реконструировали и усилили фундаменты и сделали металлический каркас. В первую очередь на всю ширину главного корпуса устанавливались балки высотой в этаж, в них вырезали отверстия под коридоры. Кранов не было, а балки очень тяжёлые, разбили их на отправочные марки, на отдельные части и по частям с помощью башенного крана подняли. Тут встал вопрос: как выполнить сварные стыки? Долго не могли найти аттестованных квалифицированных сварщиков, способных сделать на монтаже все эти вертикальные и потолочные швы. Но в конце концов мастера нашлись, с трудом сварили эти стыки, далее уже вёлся монтаж других конструктивных элементов и был установлен шпиль. Это результат работы кафедры архитектуры. В качестве архитектора очень активно участвовал Евгений Викторович Александров, Салават Галиевич Шабиев на оперативках всё время присутствовал. Общими усилиями воплотили в жизнь этот проект – и у вуза появились дополнительные помещения. Я бы сказал, что это подвиг Германа Платоновича Вяткина. Многие в институте роптали, говорили, что лучше бы эти деньги выделили на зарплаты, поскольку трудно тогда было с деньгами министерство долго средств не выделяло, но несмотря на это строительство было завершено.

 

Людмила Яковлевна Крамар

Наша кафедра была создана вместе с вузом, но в полной мере самостоятельной стала в 1957 году. Её возглавил Фёдор Герасимович Шумилин. Он в своё время, в войну, работал вместе с Фёдором Михайловичем Ивановым, который был направлен из Москвы в Челябинск и здесь управлял всеми строительными делами. Собственно, кафедра и началась благодаря Фёдору Михайловичу Иванову, который впоследствии уехал отсюда и возглавил один из отделов НИИЖБ (Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона), и вот с тех пор всё время наша кафедра была под крылом НИИЖБ. Кафедра начала свои исследования с того, как можно использовать в производстве стройматериалов отходы промышленности – всевозможные шлаки: доменные, ферросплавные… На Урал во время войны переехало много народу, всем этим людям надо было где-то жить, нужно было строить дома – а из чего? Цемента тогда не хватало, он шел только на самое основное.

Далее, в 1980-м году заведующим стал выпускник нашего университета и нашей кафедры Борис Яковлевич Трофимов. Он здесь, продолжая наши изыскания, защитил диссертацию по получению высокоморозостойких бетонов на шлакопортландцементе. Молодежи было много, но он был один из самых настроенных именно на исследовательскую работу. Я пришла на кафедру в 1980-м, в это время была создана лаборатория, где были и рентгеновский аппарат, и электронный микроскоп, и еще много всякого оборудования. Мне там было раздолье! Как раз в это время пошла волна новых исследований: что можно использовать для получения высокофункциональных бетонов? Тогда уже были суперпластификаторы, модификаторы микрокремнезёма. А у нас на электрометаллургическом комбинате эту добавку можно было использовать, но она требовала очень тонкой дисперсной обработки, при этом тратилось много воды, загрязнялась окружающая среда. И вот мы этот микрокремнезём исследовали во всех подробностях: как он влияет на гидратацию цемента? Что и как при этом происходит? В это время под руководством Бориса Яковлевича защитились Сергей Павлович Горбунов, Сергей Николаевич Погорелов, Марина Дмитриевна Бутакова, и я тоже. Собственно, мы первые в России выступили с работами по микрокремнезёму, это ведь тоже отходы, но их использовали, применяя пластификаторы, а уже появились новые суперпластификаторы, с которыми можно было получать великолепные результаты. Диссертации были очень интересными.

Борис Яковлевич потом защитил докторскую, а мы стали продолжать исследования во всех направлениях. Конечно же, на кафедре так и работают с отходами промышленности, а особенно сейчас, когда столько внимания уделяется защите окружающей среды. Вот, например, мой аспирант Илья Иванов как раз работает со шлакопортландцементом и получает великолепные морозостойкие, долговечные, устойчивые к химическому воздействию бетоны, пригодные, в частности, для дорожного строительства. А самое главное, шлаки, отходы производства. Их непременно следует использовать, иначе они загрязняют окружающую среду, подземные воды становятся кислыми или солёными, а это вызывает коррозию всех подземных сооружений. А между тем с применением шлаков можно производить, например, дорожные бетоны – высокоэффективные, долговечные, устойчивые к сырости, перепадам температуры, механическому воздействию. Это научное направление продолжает молодежь, наши ученики.

С 1990 года, когда началась разруха, мы дополнительно занялись магнезиальным вяжущим, впервые показав, каким оно должно быть, что собой представлять, как его обжигать, что и как из него нужно делать. И до сих пор у нас это направление развивается. По этой тематике уже защитились около десяти человек, наши выпускники – Тамара Николаевна Черных, которая после меня защитила докторскую, Зимич, Аверина...

Еще хочу рассказать о своей работе, которой горжусь. Мы с 90-х годов занимались многими исследованиями, но самое интересное – получение цементно-полимерных бетонов. На основе этих делались дорожные плитки, которыми мостились территории всех железнодорожных станций от Челябинска до Троицка, по пути в Чебаркуль и на Москву, до самой Сатки, я это видела. Запатентованная технология, стоят более 30 лет – и как будто только что сделаны! И фонтаны из такого материала в то время устанавливали по городу, один стоит около больницы скорой помощи. Уже 30 лет стоит – и ничего ему не делается. Этим материалом заинтересовались очень сильно, потому что он химически стойкий, и брали его предприятия химической промышленности, на отстойники для кислотных отходов – в Башкирию цемент отправляли, и на наш цинковый завод… Сейчас этим занимается наш выпускник Евгений Владимирович Риховский.

Работало со мной очень много ребят, которые окончили вуз, – кто защитился, кто остался здесь, кто уехал. В последние годы очень многие занимаются выпуском высокофункциональных бетонов, поскольку ведется строительство и высотное, и подземное – метро, и везде нужна высокая прочность, а значит, высококачественный бетон. Этим направлением мы занимались вместе с Борисом Яковлевичем, а сейчас исследования продолжают наши ученики. Это умнейший, очень интересный человек Александр Анатольевич Захезин; Алёна Андреевна Кирсанова, которая защитилась и теперь у нас преподает; Кирилл Владимирович Шулдиков защищался у меня и, думаю, достойно продолжит дело своего деда. Ну и самое главное, мы должны гордиться, что наш выпускник Александр Анатольевич Орлов сейчас заведует кафедрой, принял эстафету. Мы очень довольны, что он у нас есть, с ним интересно работать. Он тоже дополнительно занимается исследованиями в области создания магнезиальных вяжущих и высокофункциональных бетонов. Все разработки кафедры внедрялись – это мы в лихие 90-е строили аэродром, следили, чтобы шел настоящий, качественный бетон, чтобы всё было как нужно. И вот уже 30 лет наша взлётная полоса в прекрасном состоянии, совсем недавно там делали перестройку, так новый бетон положили только у входа на полосу, а дальше всё осталось как было. 30 лет для бетона, который эксплуатируют под открытым небом и с такой нагрузкой, это очень даже хорошо, и Борис Яковлевич всегда гордился этим.

Кроме того, мы у себя внедряли цементополимерный бетон для подземки. У нас ее все никак не могут запустить, а вот в екатеринбургском метро такие материалы очень широко применяются. Эти полимербетоны широко внедрялись в Уфе, когда там строилось несколько химических заводов, в Перми, в Кургане, в Якутске. В Иркутске, в Новосибирске мы делали дорожные бетоны, в Сатке на «Магнезите», на Калачевском заводе в Казахстане внедряли огнеупоры – ездили туда часто, по приглашениям, работали, а сейчас они к нам обращаются, просят оппонировать на защитах…

Прочитано 1798 раз Рубрика: [ Образование ] Последнее изменение Пятница, 11 ноября 2022 02:33

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *