Колледж в судьбе семьи
Самая большая гордость колледжа – семейные династии: Буньковы – Смоляковы, Санины, Сазоновы – Кузюрины – Выломовы, Нейманы – Бедновы, Наволокины, Демины, Булдаковы, Золотовы, Белобровы и многие другие.
Тимофей Буньков – один из выпускников 1947 года. Ему и его товарищам пришлось учиться в самые первые, тяжелые послевоенные годы. Нелегкими были первые шаги учеников, да и самого техникума. Не было оборудованных кабинетов, лабораторий, не хватало преподавателей, тетрадей, учебников. В холодных классах в чернильницах замерзали чернила. Но было самое главное – огромное желание учиться, овладевать новыми знаниями, чтобы потом применить их на практике. Рядом с юными девчонками и мальчишками за партами сидели фронтовики в военных гимнастерках.
Тимофей Максимович окончил техникум по специальности «Разработка нерудных месторождений» и получил квалификацию горного техника по эксплуатации нерудных месторождений. Работал начальником Гологорского карьера, но, к сожалению, рано ушел из жизни.
Но связь семьи Буньковых с Горно-керамическим техникумом, впоследствии колледжем, не прервалась. Дочь Тимофея Максимовича Любовь Тимофеевна, окончив техникум в 1968 году, долгое время работала на градообразующем предприятии, ОАО «Комбинат “Магнезит”», в должности инженера по организации и нормированию труда в ЦМИ-1. Внук Тимофей Анатольевич получил диплом в 1997-м, после колледжа окончил экономический факультет филиала ЮУрГУ, ныне – ведущий экономист единого расчетного центра «Группы Магнезит». Внук Максим Борисович пошел по стопам и деда, и отца, пройдя обучение в колледже по двум специальностям: сначала «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (в 1983–1987), а затем «Горный электромеханик» (в 1993–1997), после окончания техникума продолжил образование в филиале ЮУрГУ по специальности «Электромеханик», и в настоящее время работает на ОАО «Комбинат “Магнезит”». Внук Сергей Борисович учился с 1993 по 1997 год по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», впоследствии окончил электромеханический факультет филиала ЮУрГУ и сейчас работает в Челябинске на ЧТПЗ на должности шеф-инженера.
Вторая дочь Тимофея Максимовича, Галина Тимофеевна, сама выпускницей горно-керамического колледжа не была, но преподает в нем экономические дисциплины, передавая студентам знания и опыт. Она передала в библиотеку колледжа ценные документы, которые остались в их семье после отца.
Вспоминают ветераны
«Выпускников помню по именам…»
Анастасия Дубровина преподавала в горно-керамическом техникуме курс технологии огнеупорных материалов. Она инженер по образованию и педагог по призванию. Её всегда с теплотой вспоминают и выпускники Горно-керамического техникума, и преподаватели. Это необыкновенной доброты человек, грамотный специалист. Двадцать восемь лет преподавательской работы. Нелегкий, кропотливый, творческий труд, беспрерывный поиск новых методов и приемов в обучении и воспитании молодого поколения, в подготовке их к труду на производстве, к жизни.
– Образование по специальности инженера-технолога-силикатчика я получила на химико-технологическом факультете Томского политехнического института, – делится воспоминаниями Анастасия Тимофеевна. – Тема дипломного проекта – «Производство шамотных огнеупоров». По распределению приехала в Сатку, работала на заводе «Магнезит» сначала мастером, потом заведующей лабораторией газостанции цеха кирпича. В 1960 году стала преподавателем Саткинского горно-керамического техникума, вела технологию силикатов и другие специальные дисциплины.
При поступлении на работу в техникум мне и моему мужу Николаю Тимофеевичу выдали программы по спецпредметам. Большая часть времени отводилась на лабораторные работы. Мы понимали их огромное значение в освоении теоретического материала. Отступать от программ не разрешалось – так и должно быть.
Но при знакомстве с лабораторией технологии и контроля производства у нас случился стресс. Это была комната в подвальном помещении, в которой стояло 8 столов и 16 стульев для учащихся, лабораторный гидравлический пресс, сушильный шкаф, лабораторные технические весы. И всё. На таком оборудовании можно было выполнить только три работы из тридцати, требуемых по программе. Перед нами встал вопрос: отказаться или впрягаться в труднейшую работу и вести её параллельно основной. Наши раздумья, беседы с администрацией техникума и руководством завода «Магнезит» помогли сделать выбор.
Мы взялись за дело. Считаю, что только благодаря смекалке, умению многое делать своими руками, высокому чувству ответственности за поставленную задачу и удивительной работоспособности Николая Тимофеевича нам удалось справиться с задачей. Он смог привлечь к этой работе студентов, умел выпрашивать, а иногда и требовать в лабораториях и цехах завода «Магнезит» необходимые материалы, приспособления, инструменты и оборудование. Можно было, приняв во внимание трудности в оснащении лаборатории, пойти по более лёгкому пути: приобрести на каждую лабораторную работу по одному рабочему месту. Тогда один или двое студентов выполняли бы работу, а остальные только наблюдали, записывая полученные результаты. Но одно дело посмотреть, а другое – выполнять всё самому, своими руками.
Мы с Николаем Тимофеевичем сумели оснастить в каждой лаборатории по восемь рабочих мест – одно на двоих студентов. Это была победа – и она досталась нам нелегко. В этом деле большую моральную поддержку оказывали нам директора техникума Б.М. Худяков и В.А. Польщиков, директора завода «Магнезит» Н.Ф. Бугаёв и И.Ф. Чикуров, начальники цехов завода, особенно начальник ЦМП № 3 Т.Н. Борисова, начальники центральной заводской лаборатории И.М. Мышкин, А.И. Корженевский На базе этой лаборатории заработали кружки технического творчества по нашим предметам.
Учащиеся, особенно мальчики, с удовольствием занимались в них: изготовляли формочки для образцов, шпатели, сита для рассева сыпучих материалов, занимались монтажом поступающего оборудования, подготовкой мест для его установки.
Таким образом, через два-три года лаборатория размещалась уже в трёх кабинетах. В главном шла подготовка ко всем работам, выполнение контрольных работ, оформление отчётов. Кроме учебных столов там размещались вытяжной шкаф, сушильные шкафы, лабораторные весы, вакуум-установка, гидравлический пресс и шкафы для хранения инвентаря, установка для гидростатического взвешивания. Второй кабинет – отделение для измельчения и рассева материалов, с лабораторной щековой дробилкой, дисковым истирателем, виброистирателем, шаровой мельницей, смесительными бегунами, установкой для резки и шлифовки огнеупорных образцов. Кстати, эту установку изготовили учащиеся, которые занимались в кружке технического творчества под руководством мужа – и получили за нее дипломы на областной выставке технического творчества. Награду директору техникума вручал директор завода «Магнезит» Н.Ф. Бугаёв на торжественной линейке учащихся. Большую роль в становлении лаборатории сыграл кропотливый труд наших лаборантов: И. Староверовой, Т. Шишкиной, А. Зайцевой, Ю. Смеховой.
Третий кабинет – печное отделение. Здесь были установлены высокотемпературные лабораторные печи для определения термостойкости огнеупоров (tmax=14500 С), для определения температуры начала деформации и допустимой усадки огнеупоров (tmax=17000 С), муфельные печи (tmax=10000 С) для прокаливания материалов и сушильные шкафы.
Ясно, что держать всё это оборудование в рабочем состоянии – дело сложное. Но всё работало много лет почти без перебоев и было передано в рабочем состоянии другим преподавателям ещё до нашего ухода на пенсию по приказу администрации техникума.
Моими обязанностями по лаборатории были: составление методических руководств по лабораторным работам, составление перечня необходимого оборудования для каждой работы, переписка с руководством других огнеупорных заводов и цехов, НИИ, техникумов по вопросам поставки оборудования, помощь Николаю Тимофеевичу в его повседневной работе.
Параллельно я занималась оформлением кабинета, в котором мы проводили теоретические занятия.
Особенности работы в качестве заведующего дневным отделением
Заведующей дневным отделением я работала с 1969 по 1974 год. Это был новый этап развития техникума: он осваивался в новом здании, шёл рост его материальной базы, успешно развивались кабинеты и лаборатории, произошло объединение с вечерним строительным техникумом. Общий контингент учащихся увеличился почти до 900 человек, в том числе около 600 – на дневном отделении.
В те годы руководство учебно-воспитательным процессом осуществлялось директором, завучем, заведующим дневным и заведующим вечерним отделениями. На дневном отделении не было ни заместителя по воспитательной работе, ни руководителя художественной самодеятельности. Поэтому вся внеклассная работа велась заведующим отделением, классными руководителями и активистами групп. В актив группы входили староста, комсорг, профорг и физорг. О работе классных руководителей я знала из индивидуальных бесед с ними, из их выступлений на педсоветах, отчётов. Но, чтобы быть действительно в гуще событий в группах, я уделяла большое внимание работе с активными учащимися. Два раза в месяц регулярно в 8 часов утра проводила заседания актива отделения, на которых рассматривались разные вопросы: об успеваемости по отдельным группам с вызовом отстающих учащихся, о проведённых за месяц общественных мероприятиях в группах, о предстоящих общетехникумовских мероприятиях и участии в них отдельных групп и учащихся. Актив техникума предлагал наградить или наказать того или иного учащегося. Вопросов всегда было много, так что на их обсуждение почти всегда не хватало этого часа.
Мне очень важно было знать всех членов актива в лицо и по имени и фамилии. С удовольствием вспоминаю, что члены актива были действительно активистами во всех добрых делах. С большой благодарностью вспоминаю старост групп: Ирину Холину, Валентину Додину, Лидию Толкачёву, Татьяну Сухорукову, Светлану Архипову, Тамару Короткову, Татьяну Шишкину. Очень интересно и легко было работать с ними. Это инициативные и исполнительные люди. Они и дальше идут по жизни, не сгибаясь от трудностей, не уклоняясь от обязанностей.
Я очень старалась «поднять» актив учащихся, его роль в глазах ребят и педагогического коллектива. Получалось, что актив мне платил тем же. В этом, пожалуй, главная особенность моей работы как заведующего отделением.
Мои выпускники
Мои выпускники работают на многих предприятиях по производству огнеупоров. Конечно, не все сохранили верность профессии технолога, многие, учась в высших учебных заведениях, приобрели другие специальности. Некоторые не смогли работать на данном производстве по разным причинам, но добрую память о техникуме сохранили в сердцах.
Назову некоторых из тех, кто трудился всю жизнь на огнеупорных и смежных производствах. Ирина Шубина (выпуск 1972 года) много лет работала начальником ОТК на Еманжелинском цементном заводе. На руководящих должностях в ОАО «Комбинат “Магнезит”» трудятся: Вениамин Сергеев – заместитель генерального директора, Владимир Дунаев – председатель Совета директоров, Олег Шатилов – главный инженер, Андрей Баранов – главный технолог, Радик Харисов – начальник отделения производства огнеупоров для шиберной разливки стали в ЦМИ-2, Татьяна Ковригина (Лапкова) – руководящий технический работник, Татьяна Дючкова – заведующий отделом термомеханических испытаний огнеупора в ЦЛК, Тамара Артамонова (Короткова) – начальник цеха водоочистки. Также на комбинате работают: Николай Решетин – механик прессового отделения ЦМИ-2, Вера Алфеева – сотрудник технического отдела, Татьяна Васильева (Точилина) – технолог прессового отделения.
Ответственные руководящие работники огнеупорного цеха и центральной лаборатории ММК (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»): Людмила Кузнецова, Екатерина Прошкина, Владимир Шустов, Елена Перина.
Владимир Лазуков – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой в Саткинском филиале ЮУрГУ. Павел Тырин – кандидат технических наук, научный работник Московского химико-технологического института. Валентин Ковригин – заместитель начальника доменного цеха ОАО «Саткинский чугуноплавильный завод». Галина Конкина – руководящий технический работник на Новокузнецком металлургическом комбинате. Лидия Цепилова – преподаватель спецдисциплин в Челябинском машиностроительном техникуме. Валентина Додина – руководящий технический работник на одном из предприятий Санкт-Петербурга.
Светлана Архипова – заместитель главного бухгалтера и по совместительству научный работник в Уральском федеральном университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге.
Почти всех выпускников помню даже по именам, много знаю о них хорошего, радуюсь тому, что они состоялись как грамотные специалисты в своих профессиях, добросовестные труженики.
Художественная самодеятельность
До 1979 года освобождённого руководителя художественной самодеятельности в техникуме не было. Выступления организовывали сами учащиеся. Но надо сказать, что праздничные концерты были насыщены инсценировками, песнями, танцами, декламацией стихов. Самодеятельными артистами были одарённые от природы молодые люди. Некоторые из них учились в музыкальной школе и на наших концертах аккомпанировали на баяне (аккордеоне). Был в техникуме и эстрадный оркестр, которым руководили взрослые учащиеся, пришедшие в техникум после службы в армии.
Традиционными были вечера для преподавателей и учащихся, посвящённые Новому году, 7 ноября, 8 Марта и 1 Мая. Преподаватели с семьями приходили на самодеятельные концерты. Удивительно, что они нравились и взрослым, и детям. Конечно, с точки зрения высокого искусства они были несовершенны. Но песни и частушки, спетые от души веселили и волновали всех, а танцы – восхищали.
Особенно памятны празднования Нового года. Примерно за полмесяца между группами распределялись обязанности по подготовке к вечеру: оформление спортзала с установкой новогодней ёлки; оформление комнат «Зима» и «Морское дно»; подготовка номеров художественной самодеятельности и детского утренника.
Всё выполнялось хорошо, так как было предложено всегда учащимися и преподавателями. Задействован был практически весь коллектив техникума.
Вечер для студентов – 30 декабря. Утренник для детей – 31 декабря утром. Вечер для преподавателей – 31 декабря вечером. Часто вечера преподавателей были костюмированными.
С первых дней работы заведующим отделением я мечтала ввести в техникуме ещё одну традицию – посвящение в студенты первокурсников. Помню, как ночами сочиняла тексты для персонажей этого мероприятия: Улугбека, Архимеда, мисс Стипендии. До сих пор наизусть помню некоторые из них. Помогали мне в этом многие преподаватели, особенно Аида Михайловна Копылова, Юлия Александровна Новосёлова, Алевтина Александровна Худякова. И вот в сентябре 1972 года состоялось первое посвящение. Оно прошло успешно, и стало традиционным. По словам Анны Баяновны Исламовой, некоторые фрагменты моих текстов остались «жить» до сих пор.
Практика студентов
Практику студенты проходили на комбинате «Магнезит» и других огнеупорных предприятиях страны: в Магнитогорске; в Свердловской области – Богдановиче, Первоуральске, Нижнем Тагиле; Подмосковье – Подольске, Домодедово; Новотроицке Оренбургской области, Новокузнецке Кемеровской области; Боровичах Новгородской области; Семилуках Воронежской области; Запорожье Днепропетровской области.
Все студенты трудились на оплачиваемых рабочих местах, а на преддипломной практике разрешалось по желанию студента устраиваться на работу.
Преподавательский состав
Преподаватели почти все были штатными, с высшим педагогическим или инженерным образованием, причём мужчины составляли примерно половину коллектива.
Регулярно, два раза в месяц проводились педагогические советы: в середине месяца – тематический (часто методический или политинформационный), в начале месяца – по итогам учёбы за прошлый месяц.
Тематику педсоветов на семестр разрабатывали завуч и директор, утверждал педсовет. Доклады на предложенные темы делали преподаватели.
По вторникам проводились классные часы: один – по плану классного руководителя, второй – по общетехникумовскому плану. Последний предусматривал выступление преподавателей перед группами учащихся. Каждый готовил небольшую лекцию, по своему желанию выбрав тему, и прочитывал её во всех группах первых и вторых курсов. Темы, например, такие: «Копейка рубль бережёт», «Совесть – внутренний судья», «И один в поле воин», «Береги честь смолоду», «О девичьей гордости», «О мужском достоинстве».
Айлинский совхоз
Традиционными были выезды коллектива в Айлинский совхоз на уборку картофеля. Выезжали все группы, так как площади, отведённые нам, были огромными – десятки гектаров. Руководил каждой группой учащихся преподаватель. Уезжали на 10–15 дней. Жили учащиеся в овощехранилище, приспособленном для житья, преподаватели – в небольшой избе с нарами для ночлега. Питались в совхозной столовой. Работали с 9 утра до 19–20 часов вечера с часовым отдыхом на обед.
Было трудно, но интересно. Классному руководителю удавалось ближе и лучше узнать стороны и черты характеров своих подопечных, которые на учебных занятиях не проявлялись так ярко.
Повышение квалификации
Квалификацию преподаватели повышали, посещая уроки опытных коллег. Я много полезного почерпнула, посещая уроки А.А. Худяковой, Е.А. Золотовой, Г.Я. Снетковой и других. Кроме этого в 1980 году была направлена на комбинат «Магнезит» с целью повышения квалификации. Руководителями были главный инженер Е.П. Мезенцев и заведующий производством Г.П. Каменских. По их рекомендациям я побывала в наиболее интересных для меня отделениях, где заведующие отделениями показали и обстоятельно рассказали по технологии всё, что мне было необходимо. В конце командировки написала отчёт и сдала зачёт на «отлично».
Химия и жизнь
Ия Липина 41 год посвятила педагогике. И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, занимается с ребятами химией, общается с молодыми педагогами, охотно делится опытом работы.
– Мой прапрапрадед – один из основателей города, он приехал в Сатку из Тульской области, – рассказывает Ия Петровна. – Я всю жизнь прожила в Сатке, окончила школу №13 с серебряной медалью. Всегда очень любила детей, и поэтому поступила в Челябинский педагогический институт. В то время на физико-математическом факультете открыли новое отделение – физико-химическое. По окончании учёбы я вернулась в Сатку и два года работала учителем в школе. А в техникум пришла в 1964-м и до выхода на пенсию, до 2004-го преподавала химию.
Когда я только пришла в техникум, в аудиториях стояли старые деревянные парты с выдвижными ящиками. При Викторе Александровиче Польщикове финансирование улучшилось. Заменили мебель, приобреталось новое оборудование. Я сама ездила в Челябинск и закупала необходимые реактивы для лаборатории.
Я постоянно повышала квалификацию. Ездила на курсы в Челябинск (индустриальный техникум), в Уфу (нефтяной институт) и даже в Волгоград. На методических объединениях преподавателей горнозаводской зоны обсуждали вопросы преподавания химии, развития науки, участия в олимпиадном движении. Наши преподаватели давали открытые «кустовые» уроки (среди преподавателей Златоуста, Миасса и других городов горнозаводской зоны). Я проводила такой урок по теме «Оксиды углерода».
На уроках нередко применялись технические средства обучения. Так, были популярны химические диктанты. Для этого я вслух читала названия соединений, записывала на магнитофон – а на уроке студенты прослушивали запись и заносили формулы в тетрадь.
Каждый год в техникуме проводились Дни химии. Во внеурочной деятельности применяли творческий подход. Вспоминаю вечер под названием «Химчистка», который подготовила Галина Яковлевна Снеткова. Ребята выводили пятна, ставили зрелищные опыты. Моё мероприятие было посвящено юбилею периодической системы Менделеева. Мы со студентами писали песни про каждую группу элементов. Результатом такой работы были прекрасные знания учащихся. Так, моя ученица Ирина Немчинова заняла второе место на олимпиаде по химии среди ссузов Челябинской области.
В 70-е годы М. Приходько и В. Мельников, у которых я была классным руководителем, сами собрали электрогитары и создали инструментальный ансамбль, который пользовался у ребят большой популярностью. Ранее в техникуме был свой духовой оркестр, без которого не обходилось ни одно мероприятие.
Педагогический коллектив был замечательным, в нём царила атмосфера доброты. Большая часть преподавательского состава – мужчины. Приветствовались и молодые специалисты, они, как правило, легко вливались в коллектив. Александр Дмитриевич Смирнов возглавлял профком и заботился о том, чтобы каждый преподаватель был обеспечен жильём и имел возможность отдохнуть, поправить здоровье на курортах страны. Среди преподавателей были и семейные пары: Худяковы, Коротаевы, Борисовы. Большим чувством юмора обладали Юлия Александровна Коротаева и Валентина Ивановна Пермякова. Мы очень весело отмечали праздники.
Сегодня в колледже преподают наши выпускники Н. Бей, Н. Кузюрина, Н. Дубровина. Достигли успехов в профессиональной деятельности М. Приходько, И. Игнатов, В. Козлов, В. Соколов и многие другие.
«Мы носили форму…»
– В 1953 году я шестнадцатилетним парнем пришёл подавать документы в Горно-керамический техникум, – вспоминает Почётный работник среднего профессионального образования, отличник профессионального образования, ветеран труда Вильгельм Августович Нейман. – Располагался он в здании десятой школы в Карагае, остановка «Кирпичная» (рядом был кирпичный завод). Тогда в техникуме было всего две специальности: «Разработка рудных месторождений» и «Технология огнеупоров». Я выбрал вторую. Вступительные экзамены – математику (устно и письменно), диктант и Конституцию СССР (устно) – сдал успешно. Проходной балл был высокий, конкурс – 4,5 человека на место.
Директором техникума был Леонид Иванович Еретнов. Преподавательский состав больше мужской. Физику преподавал Авенир Александрович Соколов, математику – Ефим Васильевич Шишкин, русский язык – Алевтина Александровна Худякова, общую химию – Александра Рыжих, аналитическую химию – Анна Петровна Королёва, геологию – Глеб Георгиевич Ларюков, электротехнику – П.В. Пчелинцев, черчение – Фёдор Васильевич Завьялов (умел проводить ровные линии от руки, без линейки!), немецкий язык – Александр Петрович Коротаев, теоретическую механику, сопромат и детали машин –Борис Михайлович Худяков, физкультуру – Фёдор Васильевич Макеев. Зимой уроки физкультуры проходили на пруду. Лыжи надевались на валенки при помощи мягких креплений. Верхняя одежда – пальто и шапка. В городе была сильнейшая футбольная команда. В ней играли студенты техникума: Виктор Александрович Польщиков, Степан Степанович Пейчев, Вальтер Фаас (лучший горнолыжник). Классных руководителей было два: первые два года – Андрей Прохорович Глассовский; на спецкурсе – Майя Михайловна Белогрудова.
Преподаватели и студенты одевались по форме. Она была недешёвой, рассчитывались за неё частями со стипендии. Форма студента техникума была подобна форме горных инженеров, только без петлиц и значков.
Количество девушек и юношей в группе было примерно равное, но всё же юношей чуть больше. Группа была дружной. Ратмир Гибатов из Миньяра – филолог по призванию. Несмотря на трудности студенческой жизни, он каждый месяц отсылал матери 15 рублей от стипендии (стипендия составляла 180 рублей). Продолжил обучение в вузе, получил филологическое образование. Очень одарённый парень Г. Крохин, поступил в ленинградский вуз. Иван Кощеев сегодня ведущий специалист по огнеупорам в Уральском федеральном университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге.
Я был склонен к точным наукам, что не мешало мне участвовать в самодеятельности: играл в сценках, читал стихи.
Каждый год студенты и преподаватели выезжали в Айлинский совхоз на уборку зерновых. Студенты месяцами жили в клубе имени Сталина, а преподавателей размещали в правлении, в красном уголке.
Преддипломная практика состоялась в Семилуках Воронежской области, поэтому тема моего диплома – «Реконструкция туннельной печи Семилукского огнеупорного завода».
В то время в техникуме существовало распределение. Удачным считалось направление на огнеупорные заводы в Первоуральск, Сухой Лог, Свердловск, Семилуки и на Украину, в город Часов Яр.
Все, кто по окончании техникума остались в Сатке, работали на руководящих должностях. Например, Борис Фёдорович Сургаев начинал с обжигальщика, а ушёл на пенсию начальником производственного отдела.
Получив диплом, я пошёл работать на завод «Магнезит» в ЦМП-1. Был обжигальщиком, начальником смены, 11 лет проработал заместителем начальника цеха по оборудованию. Пошёл заочно учиться в Челябинский политехнический институт и получил диплом механика.
В техникум меня «переманил» Александр Дмитриевич Смирнов. 11 лет я преподавал, затем снова вернулся на завод, а спустя 8 лет опять занялся преподавательской работой. В общей сложности стаж моей работы в техникуме 33 года, и 19 лет на заводе.
Техникум окончили дочь Лидия (по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт») и два её сына: Сергей («Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования») и Алексей («Экономика и бухгалтерский учёт»).
Учеников много, помню всех, но всех не перечислишь. Из первого выпуска (1971 год) – Александр Васильевич Крылов, Александр Баранов. Второй выпуск (1975 год) – Наталья Бей, староста группы технологов, очень бойкая девушка. Половина группы была волейболистами. За всю историю техникума это был самый большой выпуск – 35 человек!