– Почему информационная безопасность настолько важна в современном мире?
– Как вы знаете, недавно цифровые девайсы подверглись ряду кибератак, что сейчас становится распространенным явлением. Это очень опасно, так как странам необходимо надежно охранять сведения государственной важности, а компании, например, банки, которых в Люксембурге очень много, должны обеспечивать защиту транзакций. Наверное, каждый так или иначе пользуется онлайн-банком, и нам нужно быть уверенными, что наши платежи безопасны. Гражданам, компаниям и правительствам необходимо знать, что их коммуникациям ничто не угрожает.
– Какова роль криптографии в информационной безопасности?
– Чтобы построить дом, необходимы прочные камни. Криптография выполняет роль таких камней для информационной безопасности. Если стены непрочны, весь дом под угрозой. Поэтому необходимо, чтобы стены были крепкими, безопасными. Однако этого недостаточно. На практике существует множество способов атаковать системы безопасности, так сказать, пролезть в щели между камнями. Безопасность системы определяется безопасностью самой уязвимой ее части.
– Тогда зачем криптография, если есть такие лазейки?
– Всегда можно найти способ обойти систему безопасности. Однако если вы не используете криптографию, придется полагаться на системы защиты, которые могут гарантировать только определенную степень безопасности, основанную на математике. Мои коллеги и подобные мне специалисты пытаются найти слабые места в системе или построить новую, более безопасную. По этим причинам сегодня инфраструктура открытых ключей набирает всё большую популярность. Эти инфраструктуры нацелены на обеспечение комплексной безопасности. Я работал с компанией LuxTrust в Люксембурге, которая обеспечивает безопасность крупнейших банков и правительства. В этой области очень легко упустить из виду важные детали и поставить всю систему под угрозу.
– Какими компетенциями должен обладать специалист в области информационной безопасности?
– Общее правило – внимание к деталям. Также требуется глубокое понимание современных криптосистем, рисков и тенденций в этой области, от инфраструктуры открытых ключей до квантовой криптографии. Нужно ясно представлять себе, что происходит. Еще одна важная вещь – технические знания. Необходимо разбираться в девайсах. Нужно также уметь программировать, понимать алгоритмы, поэтому математический базис очень пригодится.
Когда вы едете на отдых, то часто видите людей, которые делают фотографии и передают их через Интернет. Можно скрыть данные в фотографии. Это не криптография в прямом смысле слова, но всё-таки способ относительно безопасной передачи информации из пункта А в пункт Б. Можно спрятать информацию в изображениях, видео, музыке, текстах… Этот метод можно использовать для защиты интеллектуальной собственности.
Когда вы шифруете текст, несведущий человек не сможет его прочесть – но прекрасно поймет: здесь что-то зашифровано. А если вы для передачи скрытых данных используете видео, посторонний об этом даже не догадается. Конечно, это только несколько примеров, в действительности существует множество интересных методов. В Люксембурге мы активно участвуем в развитии новой отрасли – финансовых технологий, в которой инновационные компании, такие как Bitcoin, конкурируют с традиционными финансовыми организациями. Важность облачных вычислений, центров управления высокой производительности и суперкомпьютеров становится очевидной, поэтому замечательно, что ЮУрГУ выпускает квалифицированных специалистов в данных областях. У ЮУрГУ светлое будущее, особенно в этих направлениях.
– Поэтому вы проявили интерес к сотрудничеству с ЮУрГУ?
– Для меня честь и удовольствие быть здесь, в вашем университете. Опыт ЮУрГУ в облачных вычислениях, наш общий интерес к информационной безопасности и доверие являются ключевыми факторами в нашем сотрудничестве. Конечно, включение ЮУрГУ в Проект 5-100 также играет роль. Я бы хотел поздравить ваш университет с участием в данной программе.
– Как вы оцениваете деятельность ЮУрГУ в Проекте 5-100? На чём университет должен сосредоточить усилия, по вашему мнению?
– Как вы знаете, Проект 5-100 начинался с пятнадцати университетов, а затем к нему присоединились еще шесть. Тот факт, что ЮУрГУ стал участником программы, говорит о его качестве. Сегодня в мире насчитывается более двадцати тысяч университетов, и это число будет расти. Между 2012 и 2025 годами количество студентов увеличится вдвое, поэтому нужно быть уверенными в том, что для них подготовлена соответствующая инфраструктура. Только 7,5–10% университетов производят знание, остальные же его только передают, что можно доказать, изучив индекс публикационной активности вузов. Войти в топ-100 вузов означает попасть в 0,5% лучших университетов мира, а это очень непростая задача. Такие амбиции являются для вузов ключом к успеху, но путь наверх требует большой отдачи.
Например, наш университет входит в топ-200 лучших университетов в мире, а также занимает одиннадцатое место среди лучших молодых вузов. В нем мы разработали замечательную стратегию и определили ключевые приоритеты. Мы обучаем наших студентов для мира, который еще не существует. Мы пытаемся ответить на сложные вызовы, стоящие перед государством. Не стремимся делать всё – только то, в чем можем преуспеть лучше других, чтобы наша страна стала более конкурентоспособной. Интернационализация имеет огромное значение, так как люди из разных стран привносят свои решения и свой опыт. Поэтому наш университет является самым интернациональным в мире, здесь люди дополняют друг друга. Конечно, каждый университет должен иметь свой подход. Вам также стоит подумать над междисциплинарными исследованиями, что включает изучение других языков, поэтому вам необходима программа наподобие Rosetta Stone. Ведь человек, занимающийся компьютерными науками, выражающий желание сотрудничать со специалистом из сферы наук о жизни, не поймет своего коллегу, поскольку они оба говорят на разных научных языках. Даже если они оба владеют русским, им нужно освоить профессиональные языки друг друга.