– Расскажите о программе Fulbright, какова её цель.
– Программа образовательных грантов Fulbright была основана после Второй Мировой войны с целью создать площадку для культурно-образовательных обменов между США и другими странами, а также повысить степень взаимопонимания между народами мира. За более чем 70-летнюю историю выпускниками программ Fulbright стали свыше 360 000 человек. Сегодня гранты Fulbright выдаются по различным направлениям и профилям – от студенческих обменов до изучения Арктики. Особый интерес для меня представляла программа для сотрудников международных отделов российских университетов Fulbright RIEA (Russian International Education Administrators).
– Почему вы решили принять в ней участие?
– Основной мотивацией к участию стала идея о том, что, существуя сегодня в международном научном и образовательном пространстве, университет не может претендовать на высокие позиции в мировых рейтингах без понимания принципов функционирования ведущих вузов мира. Оформляя заявку на участие, я задавался вопросом, как сделать университет центром развития города и региона, как способствовать его продвижению на глобальном рынке. Все программы Fulbright координируются Институтом международного образования (Institute of International Education, IIE), головной офис которого располагается в Нью-Йорке и, что примечательно, прямо напротив штаб-квартиры Организации Объединенных Наций.
– Сложно ли было стать участником программы?
– Базовое требование к кандидатам – работа в международном отделе в течение минимум двух лет, независимо от должности. Отвечающих этому критерию ждут тест TOEFL и собеседование. 2017 год стал рекордным по числу поданных заявок, однако отобраны были только восемь человек.
– Представители каких российских вузов приняли участие в программе в этом году?
– Я работал вместе с представителями ИТМО, Южного федерального университета, Ульяновского государственного технического университета и ряда других вузов.
– Что входило в программу курса?
– RIEA – крайне интенсивная, но четко структурированная программа, дающая возможность получить различный опыт по целому ряду вопросов. За 11 недель программы я насчитал 15 образовательных учреждений, которые посетил: от комьюнити колледжей до крупных исследовательских университетов. И у меня нет ни малейшего сомнения, что полученный опыт не пропадет зря.
За 11 недель я углубился в систему высшего образования США и изучил принципы международной деятельности американских вузов, включая набор иностранных студентов, их поддержку и адаптацию, семинары по интернационализации и так далее. Обучение проходило на территории Индианского университета (Indiana University), Университета Ксавье (Xavier University), а также Айви Тек Комьюнити колледжа (Ivy Tech Community College).
Кроме обмена опытом с коллегами в формате визитов в ряд американских вузов, работа велась в рамках ежегодной конференции AIEA (Association of International Education Administrators). В нынешнем году форум состоялся в Вашингтоне, поэтому у нас была возможность посетить его информационные сессии, а также встретиться и обменяться мнениями с коллегами из различных университетов не только США, но и Канады, Австралии, Гонконга и многих других стран. Помимо участия в конференции для участников программы были организованы информационные сессии в офисе IIE в Вашингтоне и визит в Американский университет (American University).
Кроме того, для нас организовали визиты в Колумбийский университет (Columbia University), Нью-Йоркский университет (New York University), а также Бороу Манхеттен колледж (Borough of Manhattan Community College).
В программу курса также входила Networking week, неделя нетворкинга, которая была ориентирована на установление возможного сотрудничества и обмен опытом по интересующим вопросам. В течение этой недели я путешествовал по трем выбранным мной вузам США. В Бостонском университете (Boston University) я фокусировался на вопросах набора и внеучебной деятельности иностранных студентов; в Бостонском колледже (Boston College) мы с коллегами делились знаниями в области интернационализации вузов. В Олин-колледже (Olin College of Engineering) мы обсуждали вопросы практической направленности обучения на бакалавриате, а также стипендиальной поддержки студентов.
Полностью погрузиться в работу международных отделов мне удалось в Пима комьюнити колледж (Pima Community College), Университете Аризоны (University of Arizona), Университете штата Аризона (Arizona State University), а также Университете Северной Аризоны (Northern Arizona University). Эти университеты активно взаимодействуют с Россией как в науке, так и в образовании, поэтому у нас есть все шансы наладить плодотворное сотрудничество. Президент Университета штата Аризона Майкл Кроу также является членом совета Проекта 5-100, а сам университет занимает лидирующие позиции в США и мире по количеству иностранных студентов. Было чему поучиться.
– Расскажите, пожалуйста, об основных различиях российского и американского образования.
– Несмотря на многие различия, обусловленные историей формирования систем образования двух стран, законодательной базой, а также ментальностью, российское и американское высшее образование испытывают целый ряд общих проблем, вызванных процессами глобализации и необходимостью успешно функционировать в них. Мы не можем перенять опыт наших американских коллег полностью и безоговорочно, но понимание лучших практик может способствовать созданию основы качественных изменений. Можно долго и в подробностях описывать различия систем высшего образования России и США. У американских университетов зачастую нет тех проблем и вопросов, которыми задаются в своей деятельности российские вузы. Однако верно и обратное. И именно это позволяет нам смело заявлять о том, что российские и американские университеты в равной степени обладают потенциалом развития. В числе основных конкурентных преимуществ российского образования, в особенности для иностранных студентов, я бы, в первую очередь, назвал стоимость обучения. Любой американский университет или колледж, даже с самой низкой стоимостью обучения по США, проигрывает в этом показателе российским образовательным учреждениям высшего образования. Кроме того, в нашей стране государство обеспечивает колоссальную поддержку высшего образования с точки зрения как финансирования, так и продвижения образования и науки как части российской культуры за рубежом. Нельзя также не отметить сильную теоретическую базу российского высшего образования.
Опираясь на полученные знания и опыт, я бы сказал, что в деятельности образовательных учреждений принципиально важна поддержка и помощь государственных служб и структур, в особенности в контексте, когда интернационализация образования является одним из первых приоритетов государственной политики. Полагать, что американские университеты и колледжи обладают полным карт-бланшем в своих действиях, было бы в корне неверно, поскольку они в равной, если не в большей, степени существуют в жестких условиях и должны подчиняться строгим требованиям, существующим, в частности, в законодательной сфере. Однако используемые принципы и подходы в управлении процессами, протекающими в университетах и колледжах, позволяют им успешно и эффективно функционировать как на локальном, так и на глобальном уровне.
США сегодня являются лидером в сфере международного образования, в особенности по количеству иностранных студентов, обучающихся в американских университетах и колледжах. Более четверти всех иностранных студентов мира обучается здесь, только студентов из КНР свыше 330 000 человек – это больше, чем всех иностранных студентов, обучающихся в России. Однако российская высшая школа тоже не стоит на месте и прогрессивно развивается, поэтому у нас есть все шансы вернуть себе почетное звание лидера в международном образовании.
– Что вам дало участие в программе?
– Программа RIEA уникальна как среди программ Fulbright, так и в целом среди программ профессиональных стажировок для сотрудников международных отделов. Это дорога с двусторонним движением – участники не только перенимают профессиональный опыт, но и делятся им; не просто погружаются в американскую культуру, но и привносят культуру своей страны. Помимо профессионального опыта, данная программа позволяет абстрагироваться от вопросов и проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, испытать определенную степень ностальгии по Родине и рассказать о ней только самое лучшее, то, что мы в ней больше всего ценим. Все мы люди, и говорить о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже, совершенно нелепо и глупо. У всех нас есть свои достоинства и недостатки, просто первые чаще видны на расстоянии, а вторые проявляются при рассмотрении вблизи. И несмотря на складывающуюся обстановку в мире и всё чаще возникающие недопонимания между странами, ни в коем случае нельзя умалять роль гуманитарного сотрудничества. Нет более эффективного средства достичь взаимного понимания, чем двусторонний диалог, обмен опытом и решение совместных вопросов. А в отношениях «человек – человек» всегда есть место и диалогу, и взаимоуважению, и взаимопониманию.