– Почему вы решили участвовать в конкурсе «УМНИК»?
– Я начал работать с ферритами еще на третьем курсе бакалавриата, в магистратуре продолжил работу над этой темой при поддержке моего научного руководителя Дениса Александровича Винника. Принял решение представить свой проект на конкурсе. Это был мой первый опыт участия в подобных мероприятиях, мою радость от победы невозможно было описать. Но, как всегда и бывает, с большой силой, или, в моем случае, грантом, пришла большая ответственность.
– Расскажите, пожалуйста, о своем проекте.
– Мое исследование направлено на разработку технологии синтеза титан-замещенного порошка гексаферрита бария с модифицированными свойствами. Обычно ферриты с гексагональной структурой используют в радарах, сенсорах, устройствах записи и хранения информации, но в моем проекте в качестве наиболее перспективного выбрано применение легированного феррита для создания функциональных покрытий. Моя работа предполагает модифицирование ферритов путем замещения части ионов железа ионами титана. А конкретнее – «настройку» свойств материала под определенные требования путем контролируемого изменения кристаллической анизотропии. Такие материалы можно будет использовать для снижения вредного воздействия электромагнитного излучения и расширения функционала электронных устройств.
– В чём особенность вашей разработки?
– В том, что происходит замещение части ионов железа одним легирующим элементом, таким как титан, что и позволяет модифицировать свойства материала – варьировать значения диэлектрической проницаемости и магнитной восприимчивости, дает возможность регулировать частотный диапазон ферромагнитного резонанса. Кроме того, благодаря своему кристаллическому строению этот материал обладает анизотропией свойств, высокой химической стабильностью, коррозионной стойкостью, что делает возможным его применение в промышленности.
Анализируя данные научной литературы, выяснил, что при изготовлении подобных материалов их состав пытаются изменить путем замещения сразу нескольких элементов, что ведет к усложнению характеризации свойств материала и росту финансовых затрат. Замещение одного элемента упрощает характеризацию, обеспечивая необходимые свойства.
– Что вам дал грант?
– На средства гранта модифицирован комплекс лабораторного оборудования для выполнения высокотемпературного синтеза, так как для получения материала требуется спекание компонентов при температуре до 1400° С, сделан расчет для получения материала с необходимыми концентрациями компонентов, проведен синтез нескольких образцов, осуществлен ряд экспериментов и исследований по проекту.
Сейчас полным ходом идет комплексная характеризация материала с разным содержанием титана, взаимодействие по исследованиям с другими научными центрами, где есть специальное оборудование, – например, с Институтом теоретической и прикладной электродинамики РАН в Москве, Институтом физики металлов имени М.Н. Михеева УрО РАН в Екатеринбурге и Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта в Калининграде.
– Какие у вас планы на будущее?
– Двигаться дальше по плану проекта. Сейчас мы на определенном уровне замещения титана в опытном образце, весь следующий год будем увеличивать концентрацию титана и смотреть, насколько мы приблизились к нужным значениям. Дальше рассматриваем патентование полезной модели, а возможно – и регистрацию ИП в рамках договорённостей по проекту, а также составление бизнес-плана и участие в мероприятиях по популяризации нашей разработки.
– Что бы вы хотели пожелать будущим участникам программы «УМНИК»?
– Как говорил Сент-Экзюпери, «пугает только неизвестность. Но когда человек уже столкнулся с нею лицом к лицу, она перестает быть неизвестностью». Хочу пожелать не бояться принимать участие в различных конкурсах, развиваться в научном и личностном плане и налаживать контакты.