Воскресенье, 24 Ноября 2024

Из студентов – в инноваторы

Вторник, 02 мая 2017 00:00   Оксана КУВАКИНА
Из студентов – в инноваторы Фото Олега ИГОШИНА

Симбиоз науки, инноватики и коммерции – необходимое условие для выхода вуза на мировой уровень в условиях стремительного развития Индустрии 4.0. Южно-Уральский государственный университет на протяжении семи лет реализует стратегию трансфера передовых технологий через малые инновационные предприятия, созданные на базе вуза. О плюсах такого взаимодействия рассказывает заместитель начальника Управления научной и инновационной деятельности ЮУрГУ Евгений Владимирович Иоголевич.

– Евгений Владимирович, для чего обществу нужны малые инновационные предприятия?

– Такие предприятия в ЮУрГУ стали создаваться с середины 2010-го, после того как вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон позволил университетам входить в число учредителей таких компаний. Деятельность, связанная с коммерциализацией научных разработок – основная задача этих предприятий. Прекрасно, когда молодые исследователи делают открытия, защищают кандидатские и докторские диссертации, однако современное общество диктует свои законы. Ему интересна не теория, а прикладное значение научных открытий. Мы живем в век четвертой научно-технической революции и используем в быту всевозможные гаджеты, которые облегчают жизнь и влияют на ее качество и динамику. Примером полезных научных изобретений являются биометрические паспорта или диспетчеризация такси. Разработчики известного во всем мире онлайн-приложения для такси Lyft (США) – это бывшие студенты ЮУрГУ, которые в свое время активно участвовали в инновационной деятельности вуза и получили поддержку по программе «УМНИК» Фонда  содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это наглядный пример трансфера технологий, то есть передачи знаний, которые родились в стенах вуза, в экономику страны, чтобы она развивалась так же успешно, как наука в нашем университете.

– Каким образом можно попасть в список инновационных предприятий ЮУрГУ?

– Прийти в инноватику в университете можно по-разному. Первый подход более основательный, но менее быстрый. Я имею в виду тот путь, когда научная школа или авторский коллектив сначала детально прорабатывают какую-либо тему, регистрируют права на интеллектуальную собственность в форме патента либо свидетельства на программу для ЭВМ, а затем начинают коммерциализацию изобретения на рынке. В этом случае автор изобретения обращается в Управление научной и инновационной деятельности ЮУрГУ, где ему помогают создать юридическое лицо и привлекают финансирование с помощью участия в различных федеральных программах по линии Российской венчурной компании, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда «Сколково» и других.

Однако, что скрывать, в любом бизнесе главное – скорость и смелость принятия рискованных решений. Это лучше получается у тех молодых стартаперов, которые, возможно, никогда не защитят докторскую, зато предприниматели в душе. Главное, что они имеют – это компетенции, которые получены в ходе основного учебного процесса или в аспирантуре. Им мы можем предложить участие в огромном количестве госпрограмм – «Ты – предприниматель», Generation S и других, в том числе в рамках Проекта 5-100. Ребята понимают, что, продолжая идти рука об руку с университетом, они получат уникальные конкурентные преимущества, которые недоступны другим, не менее амбициозным, их ровесникам.

– Каковы дополнительные преимущества сотрудничества с ЮУрГУ?

– Самый главный бонус, который получает малое инновационное предприятие – это мощный интеллектуальный потенциал. Преимущества не ограничиваются помощью в привлечении финансирования. Это возможность сотрудничать с промышленными гигантами, использовать узнаваемый бренд ЮУрГУ, пользоваться научно-технической инфраструктурой вуза – высокотехнологичным оборудованием НОЦ, международных лабораторий, суперкомпьютером, а также подключить кафедры высших школ и институтов к решению той или иной интеллектуальной задачи.

– Есть ли какие-то критерии отбора для сотрудничества с университетом?

– Как правило, понимание того, какие возможности кроются за аббревиатурой ЮУрГУ, есть у тех, кто обучался в нашем вузе либо сотрудничал с ним по научным проектам. С нашими партнерами мы с удовольствием создаем малые инновационные предприятия и получаем, как правило, колоссальный синергетический эффект. Но так происходит далеко не со всеми, кто к нам приходит. Мы дорожим именем вуза и тщательно проверяем возможности и деловую репутацию второго соучредителя. Анализируем, насколько предложение потенциального партнера конкурирует с другими аналогичными решениями на рынке, продуман ли бизнес-план и стратегия выхода на рынок, где будет расположено будущее предприятие, сколько человек планируется включить в его штат, и другие важные моменты.

– Каковы результаты деятельности малых инновационных предприятий?

– На сегодняшний день на базе ЮУрГУ создано уже 68 компаний, доля университета в которых составляет 25–50%. В 2016 году совокупный доход от малых инновационных предприятий и объема работ, выполненных на базе инновационной инфраструктуры вуза, составил 1,048 миллиарда рублей. Создано свыше 150 новых рабочих мест. Общий объем средств, полученных университетом от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 2016 году составил свыше 660 миллионов рублей. Но главная наша гордость – это качественные достижения малых инновационных предприятий. Компания «Региональный инжиниринговый центр аддитивных и лазерных технологий» активно работает с Фондом РВК и на сегодня имеет целый пул контрактов на десятки миллионов рублей с такими предприятиями, как «Протон – Пермские моторы», дочерними структурами Росатома и другими крупными организациями.

Промышленная группа «УралАрм» вышла на международный рынок: представила опытный образец своей продукции (однопроводные запорно-регулирующие шаровые краны с двойным затвором) в китайском технопарке, заключила рамочное соглашение и в настоящее время оформляет международный патент.

Компания «Учтех-Профи» поставила учебное оборудование для международного чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Еще один интересный проект представлен компанией «Стэндап Инноваций» – различные модели интерактивной песочницы для детских садов, которая уже продается во всех регионах России. Компания «Грид-инжиниринг» и Рендер-ферма приняли участие в создании компьютерной графики для таких нашумевших фильмов, как «Экипаж», «Ледокол», «Притяжение», мультфильмов «Буба» (телеканал «Карусель»), «Никита Кожемяка». Я перечислил всего лишь несколько примеров.

– Результаты впечатляют. Каковы перспективы развития?

– Мы будем равняться на инициативы федерального уровня – прежде всего на Национальную технологическую инициативу, декларированную Президентом в декабре 2014 года. Будем ориентироваться на такие перспективные направления развития экономики, как Autonet, EnergyNet, FoodNet, TechNet, SafeNet и другие, то есть на проекты, связанные с аддитивными технологиями, гибкими производственными роботизированными системами, цифровым моделированием, квантовыми коммуникациями. В настоящее время наша команда сотрудничает с Министерством экономического развития, Министерством информационных технологий и связей по разработке «дорожной карты» развития Национальной технологической инициативы (НТИ) в регионе. В ближайшее время данный документ будет представлен губернатору Челябинской области Б.А. Дубровскому. Если «дорожная карта» будет одобрена, это откроет дополнительные возможности для предприятий, созданных с участием ЮУрГУ.

Прочитано 2794 раз Рубрика: [ Наука и инновации ] Последнее изменение Вторник, 02 мая 2017 14:40

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *