В рамках празднования юбилея университета продолжаем публиковать материалы о научных школах ЮУрГУ. Формирование научной школы гидродинамической теории смазки, одного из направлений трибологии, в Южно-Уральском государственном университете, в то время Челябинском политехническом институте (ЧПИ), относится к шестидесятым годам двадцатого века и связано с именами Александра Тимофеевича Полецкого, Александра Георгиевича Бургвица, Геннадия Алексеевича Завьялова, Валерия Никифоровича Прокопьева. Работы велись на кафедрах теоретической механики, теории механизмов и машин, гироскопических приборов и устройств, автомобильного транспорта. В 1983 году А.Г. Бургвиц создал первую в стране вузовско-академическую лабораторию триботехники Челябинского политехнического института и Института машиноведения Уральского отделения АН СССР.
О сотрудничестве специалистов в области трибологии и триботехники кафедры автомобильного транспорта АТ факультета ЮУрГУ с учёными Софийского технического университета рассказывает председатель трибологического общества Болгарии профессор Мара Кандева.
С одной стороны, сила трения – вещь весьма полезная и даже необходимая: не будь её, поверхность планеты превратилась бы в сплошной каток. С другой, как пел в песне об обиженном времени Владимир Семёнович Высоцкий, всё на свете портится от трения – в том числе и узлы машин и механизмов.