Вторник, 26 Ноября 2024

Упрямый и бесстрашный

Четверг, 08 октября 2015 00:00   Надежда ЮШИНА

Когда в семье речь заходит о выборе внешкольных занятий, то девочек чаще всего записывают в кружки рукоделия или танцевальные студии, а мальчиков – в секции единоборств или командных видов спорта: футбола, баскетбола, хоккея.

Бывает, ребёнок сменит не один кружок, пока найдёт своё призвание. А вот Андрей Павлов выбрал любимое дело еще в девять лет – и не собирается отступать от задуманного плана. Он не ищет лёгких путей: если уж спорт, то – экстремальный.

– Заниматься сын захотел сам: услышал о мотоциклетных гонках и попросил меня найти, где в Челябинске этому учат. Оказалось, моя давняя знакомая – завуч специализированной детско-юношеской спортивной школы по автомотоспорту. Туда и отправились, – рассказывает мама Андрея, Ирина. – Пришли, познакомились с тренером. Я сразу спросила, насколько это опасно. Ответили, что на начальном этапе – не очень.

Уже потом семья узнала, что девять лет для мотоспорта – довольно поздно: бывает, дети садятся на байк и в семь, и в шесть.

Занятия проходили, как и во многих секциях, три раза в неделю. С первых дней Андрюша с радостью собирался на тренировки, и не пропустил ни одной, какая бы ни была погода.

– Мне нравится не только езда, но и всё, что связано с техникой, – говорит юный мотогонщик. – Хотя мотоцикл сейчас – хобби, но поступать буду, скорее всего, на техническую специальность. Такие знания всегда пригодятся.

Конечно же, главное для матери – это безопасность ребёнка.

– Кому бы я ни рассказывала о хобби сына, – вспоминает Ирина, – все удивлялись и не понимали, как мы на это решились. Говорили: «Ты сумасшедшая. К нам ко всем дети обращались с подобными просьбами, но мы отказывали». А я подумала, что если сейчас откажу, то он, когда вырастет, станет винить меня, что не отпустила, лишила шанса. Конечно, есть риск травмироваться. Но ведь жить вообще опасно. Пораниться можно, даже просто выйдя из дома. Так что зря себя не накручиваю.

Но когда мама в первый раз пришла на соревнования поболеть за сына, без волнений всё же не обошлось:

– Увидела, как дети «летают» по треку, – сердце в пятки ушло, а прыжки в высоту вообще стали шоком. Но чем чаще бывала на гонках, тем больше удовольствия получала, даже шум мотора начал нравиться.

В семье признаются, что мотоспорт никогда не воспринимали как детское увлечение. Сразу знали – это всерьёз и надолго.

– У нас так принято, и Андрюша это знал: взялся за дело – отдавай ему все силы и обязательно доведи до конца, – говорит Ирина.

Мотокросс – спорт не индивидуальный, а скорее, семейный. Если поначалу хватало того, что мама отвозит сына на тренировки, то чем дальше, тем яснее становилось, что и папе пора подключаться.

– Сначала катались на учебном мотоцикле, он один на десять человек, приходилось ждать, пока дойдёт очередь, но обслуживала его школа. Потом, когда Андрей стал делать успехи и подавать надежды, нам дали другой, который мы по мере возможности должны были содержать сами, но школа предоставляла запчасти. Именно тогда мы узнали, сколько они стоят. Сын был счастлив, что это только его байк, гордый ездил. У тех, кто настроен серьёзно, отцы становятся и механиками, и тренерами. Я машину всю жизнь сам ремонтирую, так что знал, что с мотоциклом справлюсь. Очень помогли школьные мастера-механики – и советом и делом, теперь хорошо справляюсь и сам, – рассказывает отец спортсмена, Андрей-старший. – Когда ребёнок начинает заниматься более профессионально, то без посторонней помощи ему не обойтись. Получилось так, что его мотоцикл сгорел, а нужно было ехать на соревнования в Казахстан. Тогда Андрею дали другой – который для мальчишки был всё равно что ракета. На нём сын стал гораздо лучше выступать. Но в начале этого года перешёл в следующий класс – 85 см3.

Соревнования бывают областные, по Уральскому федеральному округу, всероссийские и европейские, а еще – первенства. Без помощи семьи у ребёнка, даже очень талантливого, мало шансов пробиться. В него нужно вкладываться, искать спонсоров.

– Спорт очень затратный. С нашими возможностями дальше УрФО не пройти. На Россию пока не тянем: надо ездить по стране, а это и время, и деньги. Всего пять-шесть этапов, а мы в этом году прошли только один, в Краснодарском крае. Заняли десятое место. Там он гонялся в прямом смысле без тормозов, из-за поломки – но шел наравне с сильнейшими гонщиками. На чемпионате Европы в первом заезде стал четырнадцатым, а во втором выбыл: порвалась цепь. После прошлой поломки мотоцикл простоял три недели без нужной запчасти. А это пропуск соревнований и тренировок. Нам кажется, что мотоцикл исправен, а на трассе всякое случается. Чтобы достичь высокого уровня, нужна высококлассная техника, занятия с личным тренером. Мы делаем всё, что можем, я ищу подработки, а Андрей в прошлом году перепёлок на продажу разводил, и сейчас говорит: «Пап, найди такую работу, где я помогать смогу». Он всё понимает, – рассказывает Андрей Павлов.

Несколько месяцев назад встал вопрос о том, что, возможно, мальчику придётся отказаться от любимого увлечения. Он, конечно, ради родителей сказал, что найдёт себя в чём-нибудь другом, но потом сам не свой ходил, очень переживал. Ещё бы, столько сил вложено!

– Сейчас мне четырнадцать. На будущий год перейду в следующий класс мотоциклов. Некоторые приходят в школу покататься для себя, а я хочу профессионально заниматься, поэтому много тренируюсь и выступаю. Гонять не страшно, уже привык. На тренировках учусь чему-нибудь новому, отрабатываю то, что умею, чтобы делать это ещё лучше, – говорит юный гонщик.

Со старта может выходить до сорока мотоциклов. А потом они входят в одну колею. Зрелище не для слабонервных. Никто не хочет уступить место и отстать. Это спорт смелых. По словам папы, Андрей обгоняет соперников прямо со старта, но потом подводит техника. Семья старается выезжать на соревнования как можно чаще – не только на чемпионаты, где выступает команда, но и на любительские гонки. Это отличный шанс потренироваться.

Конечно, без травм не обошлось.

– Однажды сын сломал руку, когда рано начал делать прыжок. Мы очень переживали. Собрали семейный совет, решили отговорить. Но он сказал, что говорить не о чем. Это не спорт, а смысл жизни. Ребята знают, на что идут. Им не так страшно, как родителям, которые глядят со стороны, гонщики принимают травмы как часть спорта. Герои не те, кто не боится, а кто всё равно делает и побеждает. В позапрошлом году с тренером отрабатывали прыжок. Андрей несколько раз сильно стукнулся головой. Потом долго боялся делать даже те трюки, какие отлично знал и умел. Но всё-таки вернулся в строй. В спорте мальчиков учат не плакать. Упал – встал и поехал дальше, – рассказывает Андрей-старший.

Чтобы свести риск к минимуму, нужна хорошая, качественная экипировка: шлем, мотоботы, наколенники и прочее.

В коммерческих гонках участник, ставший призером, может получить до пяти тысяч рублей. Но сначала нужно добраться до места – а это может быть и другой регион, и даже другая страна, например, Казахстан. А еще – заплатить взнос.

Иногда гонки проходят два дня подряд. В субботу – в Кургане, в воскресенье – в Екатеринбурге или Коркино. А спортсменам по четырнадцать-пятнадцать лет. Как совместить спорт и учёбу?

По словам самого Андрея, с этим у него не возникает особых проблем:

– Школе спорт не мешает. Я всё успеваю делать. А когда выдаётся свободное время, катаюсь на спортивном велосипеде, играю, гуляю. Езжу на дополнительные тренировки. У меня есть радиоуправляемая машинка, я в ней каждый болтик перебрал. На мотоцикл просто дорогие запчасти, так что пока на ней тренируюсь.

Мама признаётся, что в субботу уроки приходится пропускать, но потом обязательно наверстывать дома. Судя по тому, что у Андрея в дневнике только четверки и пятерки, это ему удаётся.

Когда встаёт вопрос, какой именно байк нужен, ответ очевиден: на фляжке, портфеле и настенном календаре Андрея логотип одной из австрийских компаний. Он считает, что этот мотоцикл хотя и капризный, но зато скоростной.

– Мы ищем любые пути воплотить в жизнь мечту сына. Предлагаем спонсорам предоставить место для рекламы на майке гонщика и мотоцикле. Готовы подниматься на пьедестал под их именем, стать лицом фирмы, участвовать в фотосессиях и акциях, – говорят Павловы.

Мотокросс для Андрея не просто спорт – это смысл его жизни. Там, на трассе, упрямый и бесстрашный, он всегда готов вступить в неравный бой с самыми именитыми и в честной борьбе завоевать место на пьедестале. Сегодня Андрей входит в число сильнейших гонщиков Уральского федерального округа в классе мотоциклов 85 см3.

Он успел не понаслышке узнать, что такое ушибы, сотрясения, переломы и ссадины – и понял, что боль не повод отступать.

 

Для тех, кто хочет и может помочь Андрею: контактные данные семьи Павловых есть в редакции.

Прочитано 3746 раз Рубрика: [ «В центре событий» ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *