Если мы обратимся к словарю Ожегова, в определении искусства найдем следующие слова: «Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Исходя из этого, даже рисунок на холодильнике технически можно назвать искусством. Значит ли это, что игры тоже попадают в данную категорию? Определенно, да. Но есть небольшая загвоздка. Если сравнивать видеоигры с литературой и кино, то сам вопрос поставлен немного неправильно. Поэтому считаю, что когда возникает подобный вопрос, люди имеют в виду немного другое: «Являются ли видеоигры “высоким искусством?”». И это более сложная проблема.
Что же такое «высокое искусство»? На ум приходят такие слова, как «вечное» и «великое». Это то, что говорит о жизни и людях, то, что будет актуально еще многие годы. Я и сам часто задумывался над границами этого понятия. Однажды наткнулся на статью про одну игру, где было написано, что персонажи плоские и нераскрытые, а сюжет предсказуем и неинтересен. Немного погодя, в другой статье увидел те же слова, но в описании кино. Подумал: если для оценки двух произведений применяют одинаковые критерии, то почему их нельзя вписать в одну группу искусства?
Предлагаю немного вернуться во времени и посмотреть на развитие отношения людей к кино. Сейчас сложно поверить, но кинематограф долгое время считался не искусством, а скорее развлечением на вечер. Но чем дольше шло развитие кино как формы искусства, тем больше кинематографисты развивали приемы подачи сюжета и своих идей. И сейчас мы имеем огромное многообразие сюжетов, операторских приемов. Сегодня кино рассказывает историю, которая может вызвать у нас слезы или заставить сердце биться чаще. И теперь практически все в той или иной мере признают кино как сферу высокого искусства. А всё потому, что медиа выросло – из незатейливого развлечения в великие кинополотна. И, возвращаясь к изначальному вопросу, не происходит ли то же самое с видеоиграми?
Сейчас многие считают игры урезанными версиями фильмов или книг. И я не буду спорить, что такие есть. Некоторые игры создаются как бездумное развлечение – как и некоторые фильмы и книги. Никто не назовет «Трансформеров» или «Неудержимых» великими лентами. На полках книжных магазинов порой лежит откровенно бросовая литература. Но это ведь не делает плохой всю сферу медиа. Точно так же наличие плохих игр не повод отвергать игры как явление. Это лишь издержки роста игровой индустрии. Поэтому считаю: основная проблема – время. Видеоигровое медиа слишком юное и пока повторяет ошибки «старших сестер», но в будущем вопрос «являются ли видеоигры искусством» отпадет за ненадобностью.