На площадках, вот уж действительно, и стар и млад! Школьники, скорее всего, проверяли грамотность перед предстоящими экзаменами, студенты выясняли, не забылись ли правила орфографии и пунктуации после нескольких лет в университете, а представители старшего поколения… Просто хотят быть грамотными!
Такой вывод можно сделать, проанализировав аудиторию, посещавшую занятия для подготовки к «Тотальному диктанту». Все, что с «учениками» вспоминали преподаватели, выкладывалось в Сеть, и, уж конечно, студенты и школьники предпочли смотреть познавательные видеоролики, не выходя из дома. Тогда как их родители и бабушки с дедушками, как люди взрослые и ответственные, посещали все «пары».
Но что же дает участие в «Тотальном диктанте»? Группа филологов ЮУрГУ предложила следующие варианты: мотивация (в первый раз приходишь из любопытства, а во второй – с целью улучшить результат); расширение кругозора (некоторых авторов вы знаете, а о некоторых можете впервые услышать на «Тотальном диктанте», да и тексты их вы, вполне возможно, никогда бы не прочли, а тут – вот удача! – еще и записать можно, запомнить); повышение грамотности (обычно к диктанту подходят ответственно, повторяют правила или учат неизвестные – грамотность населения растет).
16 апреля на земле и в воздухе (пассажирам авиалайнера, совершающего рейс по маршруту Новосибирск – Москва, предложили ручку и бумагу), а также на водных просторах (желание проверить грамотность изъявили экипажи «Крузенштерна» и «Паллады») участники «Тотального диктанта» приступили к делу. В этом году россияне пытались верно расставить знаки препинания в тексте Андрея Усачёва «Этот древний-древний-древний мир!», и, поверьте, сделать это было не так уж легко. Наверняка самые мудрые и опытные получили заветную оценку. А я довольствуюсь четверкой. И это хорошо: есть куда расти!