Первая трилогия отправляет нас в путешествие по Европе. Но не по той, какой мы привыкли ее видеть и знать, – благородной, роскошной и культурной. Здесь европейский мир становится рассадником беспорядка, хаоса, криминала, убийств, смерти. Герои – отъявленные всезнайки, уверенные в своей правоте, сторонники идеологий, правил, догм. Добиваясь справедливости и правоты, следуя четкому плану, они всё равно терпят неудачу – иного финала им фон Триер не предсказал.
Казалось бы, такие, на первый взгляд, незначительные детали, как палитра определенных цветов и оттенков, освещение, музыка, детали, образы, интерьер, становятся в его трилогиях важными элементами сюжета. В этой своеобразной мозаике каждая деталь задает тон и эмоцию. У фон Триера все логично, продуманно, законченно. Дебютная тройка киношедевров режиссера – отражение его взглядов, его порыв, один из способов рассказать миру о себе через историю главного героя. Искреннее, ироничное и циничное отношение ко всему устоявшемуся, фундаментальному и прописанному, его методы работы, волнующие его темы идеализма и идеалистов, воззрения и даже собственные фобии – в этом весь он, и всё это находит отражение в его первых фильмах. Трилогия, с которой Ларс фон Триер вошел в кинематограф, – это манифест, заявка на новый, артхаусный жанр кино, нестандартный, нетрадиционный, неформальный.
Цепочка фильмов «Меланхолия», «Антихрист», «Нимфоманка» – последние на сегодняшний день работы фон Триера, но, надеемся, не последние в его творчестве. Сам автор назвал их «трилогией депрессии». Но если в своем привычном смысле слово «депрессия» означает подавленное, безэмоциональное, апатичное состояние, то эти три фильма вызвали совершенно иную реакцию: как минимум растерянность и шок, а как максимум – восторг, озарение и страх в одном флаконе. «Меланхолия» и «Нимфоманка» содержат эротические сцены. В «Меланхолии» они показаны «между строк», невинны и невыразительны, в «Нимфоманке» выставлены чуть ли не смыслом жизни героини. Быть может, включение в сюжет порнографических моментов – это способ привлечь и заманить аудиторию: чем больше пошлости и грубости, тем интересней для некоторых представителей нашего поколения? Но, думаю, у фон Триера и без этого достаточно фанатов его творчества. Это фильмы-провокации. Попытка высказать то, что в душе у каждого. Проблема, с которой хоть раз сталкивался каждый из нас, – безысходность, бессилие, ограниченность. Главные героини трилогий – женщины-борцы. Их истории различны – но имеют общее ядро. Через их образы автор раскрывает состояние человека во время депрессии, показывает его внутренний мир с разных точек зрения.
Правильнее будет остановиться на двух трилогиях новатора и провокатора: дебютной и последней: оставим простор мысли и воображению тех, кому только предстоит знакомство с личностью фон Триера и его шедеврами. Смотрите, оценивайте и просвещайтесь. У лучшего режиссера мира, как называет себя сам Ларс, в запасе еще много артхаусных кинолент и сериалов.