Пятница, 22 Ноября 2024

Юбилей педагога, писателя, труженика

Среда, 18 марта 2015 00:00   Александр РУЛЕВСКИЙ, заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса
Юбилей педагога, писателя, труженика Фото Сергея АРКАНОВА

Третьего апреля исполняется 80 лет ветерану университета, кандидату технических наук, профессору кафедры автомобильного транспорта и сервиса автомобилей Валентину Александровичу Путину.

Масштаб личности Валентина Александровича как педагога я имел возможность оценить тридцать лет назад. Тогда меня, молодого аспиранта, отправили в командировку на Волжский автомобильный завод с заданием «пробить» для кафедры автомобиль. Естественно, бесплатно. «У них же есть опытные машины, прошедшие испытания, – напутствовал меня заведующий кафедрой, – вот пусть одну из них нам и передадут». Меня снабдили официальным письмом за подписью ректора с соответствующей просьбой и направили в Тольятти.

На ВАЗе все, кому я показывал это письмо, смотрели на меня как на чудака. Чтобы было понятно, поясню, что подобная передача требовала согласования на министерском уровне. И вот когда после посещения очередного начальника я уже отчаялся, его секретарь, вскользь прочитав мое письмо, порекомендовала обратиться еще к одному человеку: «Мне кажется, он окончил ваш институт». Решив для себя, что это будет последний визит, я пошел к нему.

Это был Владимир Акоев – человек-легенда, работавший на автозаводе со времен его строительства и прошедший путь от мастера до первого заместителя генерального директора. К сожалению, через несколько лет он погиб на испытаниях «десятки». Владимир Михайлович принял меня в большом кабинете, который располагался рядом со сборочным конвейером. Прочитал письмо, посмотрел на меня и спросил: «Валентин Александрович Путин на кафедре работает?» После утвердительного ответа написал на письме резолюцию и снял трубку телефона: «Сейчас к тебе придет парень, у него есть письмо, оформлено оно неправильно, но не обращай внимания. Нужно сделать, Путин просит».

Через пару дней все необходимые формальности были улажены. Оказалось, что практически во всех службах завода работали «наши люди» – выпускники АТ, от которых я слышал одну и ту же просьбу: «Передайте привет Валентину Александровичу». Согласитесь, такое уважительное отношение к своему преподавателю является его лучшей профессиональной характеристикой. Стоит ли удивляться, что через месяц кафедра получила ВАЗ-2108.

Валентин Александрович Путин – педагог почти с полувековым стажем, высокопрофессиональный инженер-автомобилестроитель, автор-составитель изданий, посвященных истории автотракторного факультета, профессор кафедры автомобильного транспорта и сервиса автомобилей, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Преподавательскую деятельность в вузе он начал в 1967 году. Работал в должности преподавателя, затем стал доцентом, профессором. Необходимо упомянуть, что еще на студенческой скамье он уже был настоящим лидером автотракторного факультета. С третьего курса его избрали секретарем бюро ВЛКСМ АТ. В первоначальном варианте «Гимна автотракторного факультета» есть строчка: «…а у нас такой комсбосс, как Валя Путин». Это лучше всего показывает отношение к Валентину Александровичу его товарищей.

Все, кто трудился и трудится с профессором Путиным, отзываются о нем как о высококвалифицированном специалисте и очень ответственном и отзывчивом человеке, для которого нет мелочей и несущественных деталей. Ему можно доверить самую ответственную работу. Во многом благодаря этим качествам, Валентин Александрович в течение многих лет занимал ответственные должности, связанные с административно-хозяйственной деятельностью Челябинского политехнического института: руководил хозяйственным управлением, штабом строительства учебных корпусов (3б, 3в), с 1980 по 1985 год был проректором ЧПИ по вечернему и заочному обучению.

Кроме того, Валентин Александрович несколько лет возглавлял профком института. Очень многим преподавателям «выбил» квартиры и машины. Сейчас многие забыли, а те, кто помоложе, и не знают, что всё это было так называемыми «фондами», которые приходилось «выбивать» в Москве.

Сам он считает своим главным достижением тех лет то, что удалось «пробить» разрешение на строительство плавательного бассейна. Казалось бы, а что в этом такого? Ничего, если не учитывать, что в те годы действовало специальное постановление правительства, запрещавшее возведение подобных объектов. И тем, что у ЮУрГУ сегодня есть отличный бассейн, мы во многом обязаны Валентину Александровичу Путину.

С 2014 года В.А. Путин является профессором кафедры автомобильного транспорта и сервиса автомобилей. Читал курсы «Конструкция автомобилей», «Основы эксплуатации и ремонта автомобилей», ведет дипломное проектирование. Одновременно, с 2008 года Валентин Александрович проводит занятия по повышению квалификации экспертов АНО ОС «ШИНА» – НИИШП (Орган по сертификации пневматических шин).

За время преподавательской деятельности В.А. Путин принял участие в подготовке более трех тысяч инженеров-автомобилестроителей. Среди его выучеников – генеральные директора, главные конструкторы и ведущие специалисты предприятий, руководители администраций, депутаты Государственной Думы и Законодательного собрания Челябинской области. И все они помнят своего учителя. «Мы от Путина видели только добро, – сказал мне как-то один из выпускников, ныне очень известный в стране человек, – все знали, что если возникли проблемы с учебой или просто по жизни, то нужно идти к Путину. Он поможет».

86 выпускников Валентина Александровича защитили кандидатские и докторские диссертации. Многие магистры, аспиранты, докторанты автотракторного факультета ЮУрГУ и автомобильных специальностей других вузов России постоянно консультируются у одного из опытнейших отечественных профессоров-автомобилестроителей.

Наряду с преподаванием, в последние годы В.А.Путин плодотворно занимается издательской деятельностью. Он принимает активное участие в создании книг об автотракторном факультете, является автором-составителем монографий «Мы с автотракторного факультета: люди и техника в современной истории»; «Конструктор танковых дизелей И.Я. Трашутин»; «Конструктор Духов и его школа», которой присуждена победа в номинации «История техники» конкурса «Лучшие книги 2004 года», организованного Ассоциацией книгоиздателей России.

В начале 2000-х он издал монографию «Шины и колеса легковых автомобилей», ставшую буквально настольной книгой всех, кто работал в этой сфере автомобильного бизнеса. Я имел отношение к ее изданию и хорошо помню, что книга была отпечатана в Челябинске в конце июля, а буквально через месяц уже активно продавалась на Московском международном автосалоне. Для нас так и осталось загадкой, как она туда попала, но это явилось её своеобразным знаком качества – москвичи никогда не будут продавать то, что не представляет интереса.

Одна из последних работ В.А. Путина – объемная (более 500 страниц) монография «Автомобильные и тракторные колеса и шины», изданная в Москве. Она охватывает все вопросы, связанные с конструированием, испытаниями и эксплуатацией шин и колес. Ее активно используют как преподаватели в процессе обучения студентов, так и специалисты предприятий автотракторной отрасли в практической деятельности.

Валентин Александрович уже давно получил хотя и неофициальное, но очень почетное звание – «Летописец автотракторного факультета». В 2013 году, к 70-летию АТ он подготовил и опубликовал энциклопедию «Автотракторный факультет», где не только описана история становления старейшего факультета Южно-Уральского государственного университета, но и приведены краткие биографии около двух тысяч его выпускников.

А самое главное, Валентин Александрович не останавливается на достигнутом, продолжает  активно трудиться. Поэтому остается пожелать юбиляру здоровья и осуществления всех его творческих планов.

Прочитано 2905 раз Рубрика: [ События ] Последнее изменение Среда, 18 марта 2015 14:16

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *