Но к каждому специально обученного человека, да ещё и на круглые сутки, не приставишь. Помочь в решении вопросов социально-культурной адаптации могут современные компьютерные технологии, которые внедряются в вузе. ЮУрГУ имеет успешный опыт реализации многих, в том числе крупных, проектов – в частности, в настоящее время работает по нескольким направлениям программы «Приоритет-2030». В конце января в ЮУрГУ состоялась презентация созданного специалистами вуза программного обеспечения «Адаптационный чат-бот Сократ-2020». В разработке приняли участие кафедры социологии (заведующий – Елена Ивановна Салганова), философии (заведующий – Елена Васильевна Гредновская), лингвистики и перевода (заведующий – Ольга Ивановна Бабина) и общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования (заведующий – Светлана Витальевна Морозова). Непосредственно программной составляющей занимается ведущий программист отдела глобальных сетевых технологий ЮУрГУ Артём Анатольевич Комельков.
Как пояснила доцент, кандидат социологических наук Елена Салганова, проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Прежде чем приступить к работе над созданием чат-бота, специалисты изучили европейский опыт. Подобные программы довольно популярны, особенно у учащейся молодёжи. Чтобы выяснить, какие именно проблемы адаптации больше всего волнуют иностранцев, опросили множество студентов из Индии, Ирака, Йемена, Китая, Сирии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и других государств. Теперь чат-бот поможет ребятам быстрее освоиться и лучше ориентироваться в университете и в Челябинске: подскажет, где и что находится в ЮУрГУ – например, библиотека; научит пользоваться городским транспортом, расскажет, где можно вкусно поесть, чем заняться в свободное время, куда обратиться, если возникли проблемы со здоровьем... А ещё с «Сократом» студенты быстрее овладеют русским языком – нынешняя версия чат-бота общается с пользователями только по-русски. Поскольку вуз живёт и развивается, в программу будет вноситься дополнительная информация, изменения и уточнения.
Чтобы получить ответ от «Сократа», необходимо ввести соответствующий запрос с мобильного устройства или компьютера, имеющего подключение к Интернету. Для новичков программа выдаёт подсказки, как правильно сформулировать вопрос, чтобы получить чёткий ответ.
На презентации присутствовали иностранные студенты. Профессор кафедры философии ЮУрГУ, заведующий кафедрой философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Сергей Борисов продемонстрировал, как работает чат-бот, по какому адресу во Всемирной паутине его можно найти (socrat.susu.ru). Кроме того, студентов попросили ознакомиться с чат-ботом и заполнить анкету: что можно было бы улучшить в его работе? Ожидается, что уже в этом году будет запущена усовершенствованная версия. Судя по отзывам, разработка всем понравилась. Студенты предложили «научить» «Сократа» говорить по-английски. Возможно, со временем появится и вариант с голосовым набором, хотя тут есть свои трудности: тем, кто ещё только изучает русский язык, порой непросто правильно произнести слова и составить фразы.
Разработка весьма полезна для социокультурной адаптации студентов и представляет определённый интерес для научных исследований.