С февраля по июнь в рамках программы дополнительной лингвистической подготовки «Лингва» семь групп преподавателей проходили курс повышения квалификации для преподавателей-предметников EMI в объеме 120 академических часов. Цель курса – развить у преподавателей-предметников необходимые компетенции для разработки курсов, чтения лекций и проведения семинарских занятий на английском языке с иностранными студентами. Поставленной цели вместе со слушателями добивались преподаватели программы: Ольга Ярошенко, Надежда Кузьмина, Екатерина Ненахова, Дарья Кочкина и я.
– Основной задачей курса EMI являлось обучение слушателей необходимым умениям и компетенциям для разработки качественно новых учебных программ и чтения иностранным студентам курса лекций по программам бакалавриата и магистратуры, – говорит доцент кафедры иностранных языков Надежда Кузьмина. – Слушатели программы познакомились с разнообразным стратегиями и методами EMI, где английский язык выступал инструментом преподавания различных дисциплин в университете.
– Главный результат курса EMI: слушатели освоили методику преподавания своей дисциплины на английском языке, а также усовершенствовали навыки общения. Наши преподаватели научились строить лекции и практические занятия с учетом особенностей аудитории, использовать интерактивные и мотивационные техники в образовательной деятельности, – поясняет доцент кафедры лингвистики и перевода Елизавета Кравцова.
По итогам обучения состоялся экзамен. Каждый преподаватель-предметник должен был провести 20-минутную лекцию на английском языке, а затем в течение 10 минут отвечать на вопросы слушателей и экзаменаторов по ее тематике. Экзаменаторы отметили высокий уровень подготовки слушателей и разнообразие сценариев и приемов организации и проведения интерактивных лекций.
– Для экзаменатора слушать предметные лекции на английском языке и участвовать в интерактивных заданиях – большое удовольствие, – делится впечатлениями доцент кафедры ЛиП Ирина Ставцева. – У меня сложилось впечатление, что я побывала на настоящей конференции с множеством различных тем. Такой экзамен показывает и то, чему научились преподаватели в плане английского языка, и, самое главное, то, что они умеют в своей профессии, чем готовы делиться со студентами в аудитории. До сих пор многие лекторы ставят на первое место содержание занятий. Однако сегодня, в мире свободного выбора из бесконечного множества транслируемой информации, форма и способы подачи материала стоят, на мой взгляд, на одной ступени с сутью затрагиваемых вопросов. На курсах EMI слушатели изучают способы работы с материалом – другими словами, каким образом сделать так, чтобы студент был включен в коммуникацию и активно участвовал в дискуссии, а не пассивно присутствовал физически, отсутствуя ментально. Так вот, в ходе экзамена, нашим англоязычным лекторам удалось сотворить это чудо присутствия: я не только внимала мастерски визуализированному материалу, но и увлеченно решала задачи, заполняла анкеты, задавала вопросы и узнавала совершенно новые для себя дисциплины с их самой приятной стороны.
По завершении курса преподаватели-предметники заполнили анкету обратной связи, в которой отметили, что изученные интерактивные приемы и стратегии будут с удовольствием использовать в работе как с иностранными, так и с русскими студентами.
– Каждый преподаватель, который работает в университете уже много лет, считает, что обладает достаточным опытом и знаниями, чтобы эффективно проводить лекции. Но начнем с того, что лекции на английском имеют свои характерные особенности, о которых не все преподаватели знают. Кроме того, для эффективного обучения иностранных студентов необходимо не только учитывать их культурологические особенности, но и применять особые педагогические средства, методы и формы, – отмечает слушатель курсов, старший преподаватель кафедры финансовых технологий Максим Кузьмин. – Программа помогла мне увидеть эти особенности и научила применять технологии EMI, задействуя и заинтересовывая каждого студента на лекции. Безусловно, рекомендую данную программу тем, кто ее еще не прошел, и для себя отмечаю прорыв в этой области.