ЮУрГУ в перечне топ-новостей представлен сообщением Центра информации, стратегических коммуникаций и мониторинга вуза о том, что учёными и инженерами Политехнического института разработан высокоиспользованный бесколлекторный электродвигатель для аэрокосмической техники.
Принцип действия такого двигателя следующий: на вращающейся части двигателя – роторе – располагается система постоянных высокоэффективных магнитов на редкоземельных элементах, а на статоре – система токопроводящих катушек. При переключении тока в этих катушках магниты начинают догонять бегущее поле и увлекать за собой ротор.
«Международная корпорация Siemens добилась следующих показателей: пять киловатт электрической мощности на килограмм активной массы электромагнитной системы. Для применения в транспортных системах, в авиации и ракетостроении такие показатели выглядят весьма привлекательно. В частности, ведутся разработки легкомоторных самолетов, вертолетов с использованием электродвигателей в качестве привода основного движителя. Все дроны и квадрокоптеры, электровертолеты сейчас имеют в качестве основного привода движения подобные электродвигатели. Встает вопрос об увеличении мощности таких машин, внедрении их в пилотируемую авиацию. Особенность нашего двигателя в том, что он имеет мощность три киловатта и массу активной системы порядка 750 граммов. Эти показатели весьма высоки и сопоставимы с характеристиками корпорации Siemens», – рассказывает о разработке сотрудник Управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета Виктор Фёдоров.
Таких результатов удалось добиться за счет применения уплотнённой компоновки двигателя, обеспеченной использованием технологии 3D-печати для создания электрических обмоток из лёгкого сплава с токопроводом переменного сечения. Технические решения, использованные в конструкции двигателя, в настоящее время патентуются.
Одно из преимуществ электродвигателя – надежность. При сравнении количества деталей, входящих в двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель такой же мощности, можно заметить, что у последнего только две детали – ротор и статор. У поршневого двигателя же на порядок больше подвижных деталей. При использовании электродвигателей в сочетании с высокоэффективными источниками электрической энергии, электротяга начинает опережать по своим характеристикам другие, в первую очередь именно по надежности.
Кроме того, использование электродвигателей более экологично. В Европе сейчас реализуется межгосударственная программа Green Sky, в рамках которой отрабатывается технология применения электродвигателей в авиации. Такое решение позволяет повысить экологичность и надежность авиационной техники.
Разработка выполнена группой, в составе которой доцент кафедры летательных аппаратов аэрокосмического факультета Андрей Согрин, научный сотрудник Управления научной и инновационной деятельности Павел Лыков и инженер кафедры мехатроники Виталий Варкентин, под руководством доцента кафедры летательных аппаратов аэрокосмического факультета, заместителя директора Политехнического института по научной работе Виктора Фёдорова.