Для того чтобы создать в учебном заведении такие условия, необходимо прежде всего развивать учебно-техническую базу. Южно-Уральский государственный университет входит в число лидеров в области разработки и поставок учебной техники и технологий в России. Рассказывает кандидат технических наук, профессор, директор научно-производственного института «Учебная техника и технологии» ЮУрГУ («Учтех-Профи»). Георгий Илларионович Калягин.
– Сорок лет назад мне предложили возглавить Учебно-методическое управление. Все эти годы я шел от теории к практике – к формированию высокотехнологичной образовательной среды. Так появился НПИ «Учебная техника и технологии». Всё это время мы с коллегами расширяли номенклатуру подразделения и выпускали те пособия, которые помогают преподавателю формировать профессиональные знания и компетенции у студентов. Мы всегда ощущали заинтересованность и поддержку в этой работе ректора ЮУрГУ Александра Леонидовича Шестакова, – говорит Георгий Илларионович.
За это время НПИ «Учебная техника и технологии» создал современную материально-техническую базу, которая позволяет выпускать высокотехнологичные образцы учебной техники, превосходящие зарубежные аналоги. Главная особенность НПИ в том, что перечень продукции института привязан к образовательным стандартам.
Учебная техника нового поколения помогает перейти от получения сугубо теоретических знаний к овладению практическими умениями, позволяет и преподавателю, и студенту воссоздать реальную производственную деятельность.
– НПИ «Учебная техника и технологии» – признанный лидер на рынке СНГ по разработке, серийному и мелкосерийному производству инновационной учебной продукции для вузов, техникумов, колледжей и учебных центров предприятий. У нас есть свой сайт – labstand.ru, он функционирует на двух языках, его посещают люди из разных стран. В месяц получаем около 350–500 заказов на создание учебного оборудования. Например, на днях пришел запрос из Вьетнама. Наши постоянные заказчики – это страны СНГ, Монголия, Германия, Турция, Казахстан, Узбекистан и другие, – рассказывает директор «Учтех-Профи».
Только представьте: за последние десять лет в НПИ «Учебная техника и технологии» выпустили и поставили в учебные заведения России, ближнего и дальнего зарубежья более двадцати тысяч единиц учебной продукции – лабораторий, оборудования, стендов-тренажеров. И всё это – оригинальные разработки, научно-методическая новизна которых подтверждена 73 патентами, авторскими свидетельствами и свидетельствами о регистрации программного обеспечения.
НПИ «Учебная техника и технологии» не случайно считается лучшим в своей сфере. Продукция института удостоена Гран-при конкурса инновационных разработок в области материально-технического обеспечения образовательных учреждений, дипломов международных выставок в Москве, а также наград за лучшие разработки учебной техники для высшего профессионального образования. «Учтех-Профи» отмечен сертификатами и дипломами международных мероприятий в области учебной техники и образовательных технологий в Базеле, Лондоне, Шанхае, Ханое, Дубае, Астане и Киеве.
Сегодня НПИ «Учебная техника и технологии» изготавливает современное учебное оборудование, которое отвечает всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, техники безопасности и эргономики и формирует максимально комфортную среду для организации и проведения занятий. В ЮУрГУ это наиболее динамично развивающееся предприятие, постоянно увеличивающее номенклатуру, совершенствующее качество продукции и расширяющее современные производственные мощности. На сегодняшний день «Учтех-Профи» – это не просто внутренняя структура университета, которая занимается его обеспечением, а целый институт, который дает качественную разнообразную продукцию для многих других образовательных учреждений.
– Сейчас номенклатура учебной продукции НПИ – это более 5600 наименований. Среди наших заказчиков – более 2800 федеральных, национальных исследовательских, опорных вузов, ведущих техникумов России (ТОП-50), – поясняет профессор Калягин. – Для меня один из главных моментов признания – это то, что наш вуз знают в мире в том числе и благодаря «Учтех-Профи». Безусловно, это продвижение вуза на мировую арену. ЮУрГУ и «Учтех-Профи» – это уже синонимы.
В коллективе института – 160 человек. Все они, по словам Георгия Илларионовича, как «стойкие оловянные солдатики» отстаивают свои разработки, держат руку на пульсе научно-технического прогресса и, несмотря на конкуренцию, остаются на вершине пьедестала.
– У нас даже бывают такие заказчики, которые говорят: «Нигде не нашли то, что нам нужно. Но знаем, что вы сможете создать для нас уникальный продукт». И мы это делаем. Потому что есть квалифицированные кадры, хорошая материальная база и желание работать на перспективу. Только за последние два месяца уже приняли четыре эксклюзивных корпоративных заказа. Сейчас думаем над их реализацией, – говорит Георгий Калягин.
Среди всех производителей учебной техники НПИ «Учебная техника и технологии» – единственный в России, который изготавливает пособия для комплексного сопровождения учебного процесса, выпускает интерактивные наглядные пособия, презентации и электронные плакаты. Такие комплекты созданы уже по 140 дисциплинам. С их помощью практические и лабораторные занятия становятся красочными, интерактивными, запоминающимися.
Следующее приоритетное направление развития НПИ – это тренажеры-эмуляторы (более 140 наименований) как самый эффективный инструмент информатизации учебно-научного процесса. Это обеспечивается за счет высочайшего качества отображения структуры и устройства технических механизмов, а также технологических процессов, с возможностью тестирования, реализации аварийных ситуаций.
– Четыре года назад у нас было всего десять таких моделей. Синарский трубопрокатный завод организовал конкурс на создание учебного оборудования оператора горячей прокатки труб. Мы предложили цену вдвое меньше, чем у конкурентов. Можно сказать, работали не для прибыли, а на интерес: а сможем ли сделать такое? И смогли – подготовили девять реальных пультов управления, которые стоят в цехах завода. Там есть обучение, тестирование, имитация аварийных ситуаций, экзамен на допуск к работе. Это была колоссальная школа для нас. Производство научило многому: что необходимо современным специалистам, какая форма подготовки нужна, – поясняет директор «Учтех-Профи».
Сейчас Георгий Илларионович и его команда занимаются созданием виртуального университета. У них родилась идея лектора-аватара, который будет читать лекции студентам, отвечать на вопросы, объяснять подробнее то, что непонятно; кроме того, будет предусмотрена возможность обратной связи: электронный преподаватель сможет проводить опросы, контрольные занятия и так далее.
– Хотим добавить к лектору-аватару не одного студента, а целую электронную группу, чтобы студент не чувствовал себя одиноко. Как в сетевой онлайн-игре. Такая идея меня очень греет, – делится планами профессор Калягин.
Такой лектор-аватар поможет обеспечить более качественный образовательный процесс для филиалов ЮУрГУ, дистанционного и заочного образования, сделает образование более доступным для людей с ограниченными возможностями и в целом повысит интерес студентов к учебе. Возможно, по этой системе смогут обучаться и лица, которые находятся в местах лишения свободы.
Ещё одна стратегически важная область для НПИ «Учебная техника и технологии» – авиационная учебная техника. Например, Ульяновский авиационный завод испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, которые могли бы сразу же после выпуска приступать к полётам.
– Мы формируем для завода состав лаборатории, участвуем в развитии материально-технической базы, сотрудничаем по программе международных соревнований World Skills, – говорит Георгий Илларионович.
Сейчас у НПИ «Учебная техника и технологии» появилось ещё одно интересное направление развития – это работа с одаренной молодежью. Буквально в прошлом году в России начали создавать кванториумы – технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати, огромные структурированные территории, где ребята обучаются бесплатно. В каждом подразделении занимаются своим видом деятельности: в IT-квантуме программируют и учатся защищать данные в Интернете, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов. Сама идея кванториумов заключается в том, что дети, играя, изучают передовые технологии и учатся применять теоретические сведения на практике.
– Главное условие создания такого кванториума – это наличие интеллектуального партнера. В Челябинской области таким партнером может выступать только Южно-Уральский государственный университет – лидер образования в регионе. Сейчас руководство вуза формирует такой проект. Это позволит увеличить число абитуриентов и студентов, которые в будущем станут исследователями, конструкторами, инженерами. Они смогут ориентироваться на техническое творчество, на производство, – говорит Георгий Илларионович.
И это значит, что НПИ «Учебная техника и технологии» ЮУрГУ не останавливается на достигнутом, а уверенно смотрит в будущее и ищет новые горизонты для развития профессионального образования.