Арктические амбиции Соединенного Королевства
Присутствие в Арктике очень важно для нашей страны, потому что для России это территория развития и утрата влияния в этом регионе была бы нежелательной. Доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ Максим Гутенёв провел исследование научной дипломатии как эффективного инструмента воздействия на геополитические процессы в Арктике.
– Например, научная деятельность Великобритании в Арктике является не самоцелью, а всего лишь предлогом для того, чтобы посредством достижения здесь научного превосходства получить возможность реализовать свои прагматические цели. Лондон заинтересован в том, чтобы показать всему миру тесные исследовательские, исторические, культурные, торговые и военные связи с Арктикой. Производство знаний, которые будут иметь мировой охват, является для Великобритании одной из главных возможностей воздействия на международное сообщество. Развивая свой научный потенциал в Арктике, королевство сможет претендовать на более активное участие в арктических делах. Научная дипломатия Британии в Арктике – это средство, способствующее закреплению ее субарктического статуса и легитимизации присутствия в полярных широтах, что в перспективе может позволить королевству принимать участие в политических и экономических процессах распределения ресурсов региона, – рассказывает Максим Юрьевич.
Главным геополитическим противником Королевства, по мнению британской стороны, является Российская Федерация. Но исследователи уверены, что совместная научная деятельность в настоящее время остается, пожалуй, одним из немногих инструментов, который в перспективе позволит наладить партнерство и доказать, что взаимное сотрудничество может принести выгоду обеим сторонам.
Арктика – новая арена международной геополитической конкуренции
В настоящее время Россия имеет наибольшее влияние в Арктике. Там находятся и нейтральные территории, свободные от военного присутствия приграничных стран. После всестороннего анализа исторических дипломатических документов Максим Гутенев пришел к выводу, что тенденция к «интернационализации» этого региона набирает силу, а это в свою очередь означает для нашей страны потерю части влияния и угрожает ее национальной безопасности.
– Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, в соответствии с которой страна может претендовать на обладание исключительной экономической зоной в пределах 370 километров от береговой линии, а все территории Арктики за пределами этой зоны объявляются нейтральными. Многие государства пытаются обозначить свое экономическое и военное присутствие в регионе, в том числе США, Канада, Норвегия, Дания. Это говорит о наличии нерешенных территориальных вопросов, что в значительной степени затрудняет сотрудничество со странами-партнерами по освоению и исследованию Арктики. Зачастую государства прибегают к помощи ученых, которые способны доказать принадлежность части арктического шельфа той или иной стране, – поясняет ученый.
Арктика представляет определенный интерес и для стран Азии, не имеющих приграничных с ней территорий, таких как Япония, Китай, Сингапур, Индия, потому что по Северному морскому пути можно доставлять грузы в Европу дешевле и быстрее.
– Полномасштабное освоение российской арктической зоны и Северного морского пути требует выработки единой стратегии социально-экономического развития северных субъектов Федерации, повышения эффективности управления ими и реализации общей для всех регионов концепции их будущего. Для этого следует создать в регионе особые экономические зоны, чтобы стимулировать международные перевозки и привлечь иностранные инвестиции, развивать ледокольный флот РФ, активно восстанавливать и модернизировать инфраструктуру портов на всей трассе, совершенствовать нормативно-правовое регулирование перевозок с целью недопущения вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ. Важно закрепить в международно-правовых документах внешние границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане и, наконец, создать единый орган управления СМП, отвечающий за его комплексное развитие и модернизацию, а также за привлечение иностранных перевозчиков в контексте реформы арктической политики России, – считает Максим Гутенёв.
Арктика – важный и интересный геополитический регион, для России он является новой территорией роста, которую следует всесторонне развивать и осваивать. В условиях нарастающей геополитической конкуренции это признается и на правительственном уровне. Недавно в нашей стране создано Министерство развития Арктики и Дальнего Востока, которое призвано решать эти задачи. Ученые планируют продолжить исследование с целью выяснить, каким образом научная дипломатия может помочь России не потерять влияние в этом значимом регионе. Ожидаемые результаты изысканий Максима Гутенева будут заключаться в приращении фундаментального знания по изучаемой научной проблеме, а также в институционализации нового исследовательского поля, ориентированного на дальнейшее развитие: обновление концептуального и терминологического аппарата по изучаемой научной проблеме, выявление возможностей использования научной дипломатии не только для снижения напряженности между странами, но и как инструмента внешнеполитического влияния; выявление связи научной дипломатии с геополитическими интересами государств в регионе; определение механизмов влияния научной дипломатии на геополитические процессы в Арктике (на основе анализа официальных государственных стратегий арктических и неарктических государств); выявление главных научных трендов в стратегиях арктических государств, определение главных институтов, реализующих научную дипломатию; установление реальных целей научной деятельности субъектов международных отношений в Арктике; создание теоретической модели научно-дипломатических практик государств по легитимизации присутствия в регионе; выработка рекомендаций по противодействию попыткам иностранных государств оказывать внешнеполитическое воздействие на Российскую Федерацию посредством инструментов научной дипломатии.
Форма представления ожидаемых результатов: серия статей в рецензируемых журналах, индексируемых Scopus или Web of Science.