Итоги и планы
На собрании сотрудников исполняющий обязанности ректора Александр Вагнер выступил с докладом о достижениях ЮУрГУ за минувший учебный год.
– Надеюсь, что этот год будет очень динамичным в направлении развития университета, и задачи, которые мы перед собой поставили, будут реализованы. В сентябре к нам получать образование разного уровня и формы придет более шести тысяч первокурсников, из них четыре с половиной тысячи, как ожидается, будут очниками, – рассказал Александр Рудольфович.
Также состоялся закрытый показ фильма «Южный Урал. Следы веков» – подробно о снятой в ЮУрГУ картине рассказывает статья на 12 полосе этого выпуска.
Затем прошла экскурсия по новым пространствам и лабораториям.
Новые пространства для учёбы и отдыха
В аудитории № 143 корпуса 3б открылся Коворкинг-центр кафедры цифровой экономики и информационных технологий Высшей школы экономики и управления. Он нацелен на развитие творческого потенциала студентов, получение ими дополнительных компетенций, навыков командной и проектной работы, что крайне необходимо для подготовки IT-специалистов и привлечения высокобалльников в вуз. Здесь будут проходить хакатоны, мастер-классы от представителей реального сектора экономики, онлайн-конференции и семинары, круглые столы, а также командные и индивидуальные деловые игры. Используя университетскую интернет-сеть, ребята смогут проводить проектную и самостоятельную работу.
В переходе между корпусами 3а и 3г обустроено пространство для самостоятельной работы студентов. Это уже второй проект студенческой организации «Атмосфера». Оба пространства выдержаны в едином стиле с точки зрения дизайна, удобны и функциональны. Основной замысел проекта перехода заключается в том, чтобы совместить различные зоны для комфортного времяпровождения: это «обеденная зона», трибуна и модульная зона с диванчиками. Здесь расположились столы с розетками для зарядки компьютеров и телефонов, огороженные зоны и фотогалерея: по снимкам можно проследить, как преображалось это место стараниями студентов.
Открытие прошло интересно и креативно: гостям предложили почувствовать себя студентами на лекции. Затем исполняющий обязанности ректора вручил грамоты всем, кто участвовал в создании пространства.
На обучение в форме имитационной ролевой игры можно было посмотреть в Бережливом офисе. Офисная фабрика процессов Научно-образовательного центра технологий развития бизнеса предназначена для обучения студентов и магистрантов, слушателей по программам дополнительного профессионального образования в рамках программы повышения квалификации. Обучение проводится в несколько раундов. За основу взят процесс закупки товарно-материальных ценностей – этим приходится заниматься во многих организациях независимо от формы собственности. Основная задача – выстроить эффективный бизнес-процесс, сведя к минимуму затраты времени и потери.
– В бережливом производстве есть целый ряд инструментов и модулей для поиска и описания проблем. Особенность заключается в том, что на реальном примере участники могут выработать совершенно разные решения по оптимизации процесса. Мы взяли за основу реальный процесс одной из компаний и доработали его, это наша уникальная разработка, – рассказывает директор НОЦ технологий развития бизнеса Александр Короленко.
Особенность обучения заключается в том, что каждая группа, используя и отрабатывая принципы и инструменты бережливого производства, в частности, картирование процессов, балансировку процессов, стандартизацию, организацию рабочего пространства по методике 5С, получает в итоге свой вариант решения, свои формулировки.
Обучающая имитационная игра была опробована на студентах очного отделения (шесть групп, 80 человек), а также на слушателях ДПО в рамках корпоративного обучения (пять групп организаций Челябинска – 70 человек).
Передовая наука
Делегации во главе с президентом университета Александром Шестаковым продемонстрировали Нейрокомпьютер А100, который обеспечивает ученым возможность решения широкого спектра научных и практических задач, основанных на применении глубоких нейронных сетей.
Экспозиция «Экология постиндустриальной агломерации: мониторинг, технологии очистки, переработка отходов» отражала результаты стратегического проекта ЮУрГУ «Экология постиндустриальной агломерации» в рамках программы «Приоритет-2030» в области цифрового мониторинга и очистки атмосферного воздуха, технологий очистки сточных вод, переработки отходов АПК, строительных отходов и отходов металлургических производств, а также проекта по созданию безизоцианатных («зеленых») пенополиуретанов.
Кроме того, были представлены импортозамещающие технологии изготовления экологически чистой биоразлагаемой одноразовой посуды, белковых гидролизатов и процесс обработки холодной плазмой для производства биобезопасного продовольственного сырья.
В завершение экскурсии гости посетили лабораторию «Квантовая инженерия света», организованную в рамках выигранного коллективом ЮУрГУ мегагранта (ПП 220) в области наук «Физика и астрономия» на тему «Инженерия состояний света для квантовых вычислений и сенсорики».
Весёлый праздник
В это время перед главным корпусом университета открылись интерактивные площадки и фотозоны, где работали активисты Объединённого совета обучающихся ЮУрГУ. Площадки, подготовленные специально для первокурсников, позволили ребятам пообщаться друг с другом вживую, найти единомышленников.
На одной из них можно было навести камеру смартфона на QR-коды, пройти по ссылкам и подробнее узнать, какие возможности предоставляет вуз, чтобы сделать студенческую жизнь интереснее, насыщеннее, провести свободное от учёбы время ярко и с пользой. На другой студенты могли написать самим себе письмо в будущее – эти послания они получат через несколько лет, к моменту окончания учёбы.
Ещё одна площадка представляла творческий образовательный проект «Третьяковка». Он существует с 2018 года, первоначально задумывался как одна из смен в студенческом спортивно-оздоровительном лагере ЮУрГУ «Олимп», но сейчас вышел за его рамки. В «Третьяковке» студенты могут заняться разными видами творчества: танцами, пением, рисованием, графическим дизайном; выйти на театральную сцену, попробовать себя в качестве ведущего и даже кинорежиссёра. Кроме университета проект поддерживают Фонд президентских грантов и Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Несколько раз «Третьяковка» получала гранты – это дало ей возможность жить и развиваться. Проект доступен для всех. Занятия проводятся бесплатно по адресу: улица Орджоникидзе, 50.
Клятва первокурсника и творческий подарок
Со сцены к ребятам обратились исполняющий обязанности ректора Александр Вагнер и общественный деятель, учредитель «Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020» Ирина Текслер. Они вместе поздравили с поступлением победителя Всероссийского конкурса «Ученик года – 2021» Кирилла Вагапова и вручили ему студенческий билет.
– Второй год мы предоставляем премию «Двигай Че». В этом году ее получат 30 человек. Главное, чтобы проекты имели социальную, образовательную и культурную направленность и могли быть применены в нашей области, а люди хотели сделать мир вокруг себя лучше, – отметила Ирина Николаевна. – Что касается праздника, то все студенты в отличном настроении. Глядя на них и мы вспоминаем студенческие годы как самое потрясающее время в жизни, насыщенное новыми знаниями и знакомствами.
В этом году темой концерта стал «Полет в студенчество»: полет фантазии, полет мысли. Ребят встречали стюардессы – артистки Центра творчества, а в роли экипажа во главе с капитаном Александром Вагнером выступили проректоры. Они запустили в толпу первокурсников бумажные самолетики с пожеланиями.
Новоиспеченные студенты зачитали со сцены клятву и получили из рук Александра Рудольфовича импровизированный студенческий билет. Ранее первокурсники уже получили от представителей своих институтов и высших школ настоящие билеты.
– Все очень скучали по нашим ребятам! И теперь, когда они вернулись, университет словно проснулся, наполнился студенческой энергетикой, – добавил Александр Вагнер.
После концерта, подготовленного коллективами университетского Центра творчества, состоялась дискотека, а в сквере напротив ЮУрГУ прошел гитарник.
Чего ждут первокурсники от студенческой поры
Нам удалось побеседовать с первокурсниками. Впечатления от вуза у них схожи: юноши и девушки увидели много интересного, главный корпус поражает своей монументальностью – правда, на первых порах ребятам немного сложно ориентироваться: университет большой.
– Очень хочется получить реально полезные знания и оправдать перспективы обучения, – отметил Яков Давыдов (Политехнический институт, энергетическое направление).
– Главное, чтобы не отчислили! – пошутил Леонид Шуплецов (Юридический институт, «Судебная и прокурорская деятельность»). – А вообще, хочется получить возможность применять знания на практике и в дальнейшем работать по специальности.
– Очень надеюсь, что время, проведённое в университете, пройдёт весело и многому меня научит! Думаю, это будет очень интересно! – призналась Валерия Юсупова (Институт медиа и социально-гуманитарных наук, «Журналистика»).
– Хочу заниматься не только учебой, но и творчеством. Планирую участвовать в интересных проектах и научиться снимать сюжеты, – поддержала ее коллега по специальности Елизавета Куртеева.
– Ожидаю много запоминающихся мероприятий, классной учебы и новых приятных знакомств, – поделилась планами Елена Ворончихина (Институт медиа и социально-гуманитарных наук, «Реклама и связи с общественностью»).
– Здесь я встречу хороших друзей. Буду много общаться, развиваться в новой для себя сфере и просто стараться получать знания, – сказала первокурсница того же направления Арина Соколова.
– Надеюсь, что в течение нашей студенческой жизни нам удастся поучаствовать в каких-либо масштабных проектах, которые дадут определённый опыт в профессиональной сфере. А если говорить конкретно про учёбу, то хотелось бы, чтобы она была наполнена множеством ярких моментов и действительно важной информацией, которую мы сможем использовать в дальнейшем, – согласилась с девушками Екатерина Фролова.
– В вуз пришёл в первую очередь, чтобы получить прочные знания, необходимые для будущей профессии, – заявил Виталий Харин (Политехнический институт, направление «Теплоэнергетика»).
С ним в этом согласна Ольга Зубарева (Институт естественных и точных наук, «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»): «Хочу заниматься научными исследованиями, – рассказала она, – а для этого в ЮУрГУ есть соответствующая лабораторная база – и, разумеется, мощные научные кадры».
– Южно-Уральский госуниверситет выбрал, поскольку хочу стать хорошим специалистом, крепко встать на ноги и смело идти во взрослую жизнь, – ответил на вопрос Данил Панин (Высшая медико-биологическая школа, «Общая психология»).
– Хочу получить престижную профессию и возможность для саморазвития. Мечтаю создать собственный творческий коллектив, – сказал Фёдор Костенко (Архитектурно-строительный институт, «Дизайн архитектурной среды»).
– Хочу получить не только необходимые знания, но и новые яркие впечатления и, конечно, найти новых друзей, – отметил Павел Авдеев (Институт лингвистики и международных коммуникаций, «Политология»).
– Пришёл в университет, чтобы овладеть профессией, а кроме того, хочу получить дополнительные знания, в том числе по иностранному языку, – поделился планами Артём Кременевский (Высшая школа экономики и управления, «Экономическая безопасность»).
Ребята попались все, как на подбор, творческие, одарённые. Многие умеют играть на гитаре, любят петь и, вполне возможно, в скором будущем вольются в различные творческие коллективы ЮУрГУ – благо что таковых в вузе хватает. Есть и такие, кто пробует себя на литературном поприще. Многие уже успели познакомиться и даже подружиться с сокурсниками.
Остаётся пожелать им успехов! В добрый путь, первокурсники!