На первой пленарной сессии обсуждались, в частности, такие темы, как «Специфика словарного состава языка массмедиа: проблемы лингвистического описания и лексикографирования» ,«Структура медийного дискурса»; «Медиатекст в аналоговом и цифровом мире: проблемы организации, интерпретации и восприятия».
На сессии по политической коммуникации и актуальному медиадискурсу особый интерес участников вызвал доклад директора ИМСГН, доктора филологических наук, профессора Лидии Лободенко «Айтрекинг-анализ воздействия политической повестки дня СМИ на молодежную аудиторию». Под руководством Л.К. Лободенко исследовательская группа в составе заведующего кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН, доктора филологических наук Людмилы Шестеркиной, доктора педагогических наук, профессора Анны Чередняковой; кандидатов филологических наук, доцентов Анны Красавиной и Арины Зайцевой, используя айтрекинг, проанализировала воздействие политической повестки СМИ на молодежь.
– Сегодня одним из актуальных является вопрос об определении термина «политическая повестка дня», который рассматривается с точки зрения различных подходов, – рассказывает Лидия Камиловна. – В рамках нашего исследования политическая повестка дня понимается как совокупность наиболее значимых политических вопросов, выстроенных в порядке приоритетности, требующих решения и вынесенных на публичное обсуждение. Качественно повысить возможности анализа воздействия политического медиаконтента и неосознанных реакций молодежи и внести значимые изменения в результаты восприятия информации аудиторией представляется возможным с использованием технологий айтрекинга, которые позволяют количественно представить неосознанные реакции человека. Особую актуальность сегодня приобретает анализ воздействия тематики международной политической повестки СМИ на молодежную аудиторию с использованием айтрекинга, что мы и представили на конференции.
Ученые ИМСГН проводили эксперимент на базе медиаконтента сетевого СМИ – РИА «Новости», который входит в ТОП-3 СМИ России. В ходе анализа медиаконтента отобраны актуальные материалы-стимулы, опубликованные по трем темам: «Политика», «В мире», «Россия». Затем выборку медиатекстов систематизировали по тематическим разделам – таким, как «Международные отношения России и США», «Новости Украины и мира»; «Международные отношения России и стран Запада». Участниками исследования стали студенты гуманитарных и технических специальностей Южно-Уральского государственного университета, которые предварительно дали согласие.
Анализ полученных данных, описанный в докладе ученых ИМСГН ЮУрГУ, позволил выделить в информационной повестке лидирующие темы, наиболее интересующие целевую аудиторию, и определить дальнейшие направления изучения специфики словарного состава языка массмедиа.