– Как родилась идея проекта?
М.В. Молодцов: Наш проект можно отнести к стартапам. В строительстве монолитно-каркасных домов назрела проблема модернизации подмостей: традиционные весят больше тонны, чтобы их перенести, нужен подъемный кран. Сами студенты предложили идею подготовить легкие, компактные подмости, с переноской которых мог бы легко справиться один рабочий.
Сейчас большинство зданий возводится по монолитно-каркасному принципу – в них есть каркас из колонн и монолитные перекрытия. Когда каркас собран, нужно заполнить перегородки внутри кирпичом. До сих пор для этих целей в традиционных зданиях строители пользовались очень тяжелыми крупногабаритными подмостями, которые сложно и внести в здание, когда перекрытия снизу уже стоят, и извлечь оттуда. Это реальная проблема: строители в процессе транспортировки таких подмостей рискуют получить серьезные травмы, а кроме того, неизбежно приходится привлекать грузовой транспорт.
– В чём уникальность вашей разработки?
Г.А. Пикус: Мы предлагаем максимально дешевые, прочные, инновационные подмости. Решение о материале пришло неожиданно просто. Это так называемый «сотовый» ячеистый картон, выдерживающий вес целого поддона кирпича – до полутора тонн, при этом его прочность на сжатие равна приблизительно 0,4 кг/см2. Примеры успешного использования подобного материала были представлены на EXPO 2000 в Германии (сетчатая конструкция из переплетенных картонных труб, соединенных веревками). Также картон применяется при строительстве экодомов – например, для экодома Wikkelhouse в Голландии использовано 24 слоя прессованного гофрокартона высокой прочности.
У традиционных подмостей вся нагрузка от них самих, кирпича и раствора приходится на две ножки. Это очень большая нагрузка, традиционные перекрытия не рассчитаны на такой вес. На предложенных нами инновационных подмостях нагрузка равномерно распределяется по перекрытию, а значит, не возникает напряжения.
В проекте используются системные решения. Например, в традиционных подмостях стойки (линейки) могут потерять устойчивость, а блоки – нет, потому что принцип их работы совершенно иной. От промокания и порчи блок подмостей дополнительно защищен углепластиком.
Преимущество новых подмостей и в том, что их легко может переносить один человек, они свободно входят в дверной проем, их удобно размещать в лестничных проемах. По конструкции подмости представляют собой модульные блоки, которые можно комбинировать между собой в зависимости от задач строителей.
Одно из важных преимуществ новинки – лазерный уровень, встроенный в подмости на перекрытиях: измерение качества кладки поднимается на новую профессиональную ступень.
– Блок подмостей с расширенным функционалом подразумевает особые опции?
М.В. Молодцов: Да. В специализированных версиях подмостей предусмотрен блок электроники, включающий инфракрасный обогреватель и освещение для рабочего места, со светодиодами. Стройка идет круглогодично, и если рабочие замерзают, производительность труда падает. Идея встроить в подмости обогреватель «подсмотрена» во время путешествий по Европе. Там на площадках уличных кафе обогреватели ставят рядом со столиками. Стен нет, но людям тепло. Кроме того, подмости снабжены usb-зарядными устройствами, благодаря которым строители, не отходя от рабочего места, могут заряжать телефоны, слушать музыку. Кроме того мы предлагаем встраивать в разные модели блоков-подмостей термометр для измерения температуры наружного воздуха, специальный щуп для определения температуры раствора, а также электронное табло с часами и даже маленький холодильник для воды. Причем можно купить подмости без электронного блока, можно приобрести блок отдельно, к уже имеющимся подмостям. Всё это обеспечивает удобство, создает комфортную среду. Чем больше удобств, тем выше производительность труда.
– Кто принимает участие в проекте?
М.В. Молодцов: В проекте задействованы пять студентов очной формы обучения направления «Строительство»: Артём Коляко, Виктор Гордов, Александр Стенин, Диана Тё, Анастасия Никифорова (АСИ-178). Среди них есть ребята, которые успешно совмещают работу и очную учебу. К примеру, автор нашей презентации – художник.
Основной принцип нашей работы со студентами – мозговой штурм. Так в творческих спорах родилась концепция инновационных подмостей. В качестве первого итога работы в проекте опытные модели подмостей из картона были показаны на конференции по проектному обучению в конце мая. Демонстрация вызвала особенный интерес и бурные аплодисменты присутствующих.
– Где планируется провести испытания подмостей?
Г.А. Пикус: На строительных площадках фирм-партнеров. У нас много организаций-партнеров, которые могут быть заинтересованы в этом. Сейчас строители делают подмости сами, из подручных материалов, эти подмости никак не зарегистрированы, на них нет технических условий. Это опасно – и если что-то случится, отвечать будет руководитель. А мы в своем проекте предлагаем готовый инновационный продукт, способный сберечь время, деньги и здоровье строителей.