Пятница, 22 Ноября 2024

СГ-216: успешная защита ВКР

Wednesday, 23 June 2021 00:00   Редактор сайта

Группа СГ-216 кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН стала первой группой магистрантов, которая в рамках проектного обучения освоила VR-журналистику и создала ряд экспериментальных учебных VR-проектов.

Особо стоит выделить работы Анны Шашевой «Челябинск: один город – две реальности» (https://www.youtube.com/watch?v=HaRbhIMb66U) и Кристины Крайновой «Адаптация иностранных студентов ЮУрГУ» (https://www.youtube.com/watch?v=Te23vYWjoFg).

ВКР Анны Шашевой посвящена актуальной теме иммерсивной журналистики в ее малоизученном аспекте документальных VR-проектов на примере журналистских иммерсивных материалов таких СМИ как Guardian, The New York Times и RT 360, РИА.Lab.

Кроме того, магистрантка реализовала собственный VR-проект «Челябинск: один город – две реальности», на его основе исследовала технологии виртуальной реальности и сформировала комплекс рекомендаций по реализации 360-градусных иммерсивных документальных проектов.

Стоит отметить, что фильм, снятый в 360°-ном формате – не кинолента из постоянно сменяющихся разноплановых и дополняющих друг друга кадров, а постоянно обновляющаяся сфера. Зритель не смотрит такой фильм со стороны, а «входит внутрь картины» и буквально проживает ситуацию, а кроме того, сам выбирает, на что направить взгляд. Именно это определило основные особенности создания проекта А. Шашевой в формате виртуальной реальности.

Магистрантка Кристина Крайнова в своей выпускной квалификационной работе исследует востребованную и актуальную тему – особенности создания социальных журналистских VR-проектов. Применение VR- технологий обоснованно именно в проектах социальной журналистики, которая раскрывает сущность острых общественных вопросов и проблем: ведь при помощи VR-технологий можно вызвать ощущение сопричастности, эмпатию. Иммерсивные технологии легче мотивируют людей на оказание помощи другим.

Апробация результатов данной работы состоялась на научных форумах, прошедших в апреле: международной научно-практической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация», где магистрантка представила доклад «Этические аспекты использования VR-технологий в журналистике», и всероссийской научно-практической студенческой конференции «Инновации. Наука. Молодежь – 2021», где Кристина выступила с докладом «Сторителлинг как концептуальная основа VR-проекта».

Выпускная квалификационная работа Марины Назаровой «Специфика использования технологии трансмедийного сторителлинга в научно-популярной журналистике» посвящена популяризации науки. В ней изучены различные аспекты трансмедийного повествования, направленные на вовлечение пользователя в среду, контролируемую автором проекта.

Анализ применения трансмедийных технологий сторителлинга в научно-популярной журналистике проведен М. Назаровой на примере двух издательств: National Geographic и «Пост Наука». Магистрантка выяснила, что трансмедийный сторителлинг можно использовать как основную технологию подачи контента в научно-популярной журналистике. Также, выполняя ВКР, Марина разработала авторский научно-популярный журналистский видеопроект «Лаборатории ЮУрГУ». Работу магистрантки высоко оценили научный руководитель – заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, доктор филологических наук Л.П. Шестеркина, и рецензент – начальник УНИД ЮУрГУ, кандидат технических наук А.Х. Нуркенов.

Выпускная квалификационная работа Аль Сангави Мохаммеда Саркавта Абдулкарима «Университетские новости в современном информационном пространстве» посвящена изучению циркуляции информации на университетских новостных сайтах, в первую очередь – на сайте ЮУрГУ. В ней отражены жанрово-тематические и технологические особенности сайта университета, отмечено, что на сайте susu.ru, в основном, преобладают информационные жанры – в том числе новостные сообщения, интервью, репортажи, поздравления, обзоры, отчеты. Сравнительный анализ продвижения университетских новостей в российских и зарубежных вузах, проведенный в работе Аль Сангави Мохаммеда Саркавта Абдулкарима на основе существующей статистики университетских сайтов, показал, что для повышения конкурентоспособности вуза в число определяющих факторов должны входить критерии интеграции сайтов: интернационализация и регулярность публикации новостей.

Работа Юлии Вознесенской посвящена остро актуальной теме – фактчекингу и верификации в СМИ в период кризисных явлений, и прежде всего – во время пандемии COVID-19. Эмпирическая база исследования включает разнообразный журналистский материал отечественных и зарубежных СМИ, посвященный пандемии: магистрантка изучила новости, опубликованные в таких изданиях, как Lenta.ru, Интерфакс, РИА Новости, «Ведомости», Bloomberg, Time, BBC и The New York Times в период «первой волны» коронавируса.

Результат исследования магистрантка представила на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2020» в ноябре 2020 года, выступив с докладом «Освещение международных новостей в российских СМИ в период пандемии COVID-19». Также результаты этой работы описаны в статье «Особенности фактчекинга и верификации в медиа в период пандемии COVID-19», подготовленной для монографии «Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии». В работе изучены тенденции в распространении фейков о коронавирусе в российских и зарубежных медиа в период пандемии, подробно исследовано явление «инфодемии», об опасности которого заявили во Всемирной организации здравоохранения. Кроме подробного изучения фейковых новостей осуществлен анализ публикаций в российских СМИ о распространении коронавируса в мире с целью изучить изменение повестки дня в период COVID-19. Обоснована связь между изменением повестки дня в СМИ в период кризисных явлений и необходимостью фактчекинга и верификации: большое количество материалов и событий, а также повышенный интерес аудитории к данной теме приводят к распространению дезинформации и появлению множества фейков. Также магистрантка сформулировала основные этические принципы журналистской деятельности при освещении кризисных явлений.

Алёна Розна представила работу на злободневную тему трансмедийной журналистики, которая стала на сегодняшний день общемировым трендом. В исследовании присутствует основательная проработка теоретических положений, магистрантка обращается к актуальным исследованиям отечественных и зарубежных теоретиков, таких как Г. Дженкинс, К. Молони, К. Сколари, Р. Гамбарато, Г.С. Краснов, А.А. Сидорня. Эмпирической базой исследования стали журналистские трансмедийные материалы отечественного портала «Такие дела» и зарубежный проект Marshall Project.

Кроме того, магистрантка разработала концепцию и описала этапы создания авторского трансмедийного журналистского проекта. В процессе работы над ВКР А. Розна проявила себя не только самостоятельным, ответственным и заинтересованным исследователем, но и практиком, нацеленным на реализацию собственного журналистского медиапроекта.

Георгий Борконюк представил ВКР на тему «Разработка концепции геймифицированного журналистского проекта» – актуальность работы обусловлена возрастающим трендом на геймификацию во многих сферах общественной коммуникации, и в том числе в журналистике. Эмпирическую базу исследования составили журналистские материалы различных СМИ (Al Jazeera, Rue89, Wired, Медиазона, Meduza), построенные на игровых механиках. Изучен феномен геймификации, то есть внедрения игровых механик в неигровых ситуациях, популярность которого возрастает уже более двух десятилетий. В журналистике геймификация находит отражение в виде особых форматов взаимодействия СМИ с аудиторией. К ним относятся так называемые сервисы ленивого авторства, интерактивные тесты и викторины, а также новостные игры. Магистрант разработал концепцию игрового проекта – интерактивного квеста, который предоставляет игрокам шанс оказаться на месте высокопоставленного чиновника некоей страны, страдающей от распространения новой коронавирусной инфекции. Задача игрока – вывести государство из пандемии с минимальными жертвами и не дать экономике развалиться. В качестве проекта-ориентира был выбран интерактивный лонгрид от издания Rue89 «Восстанавливая Гаити».

Результаты представленных ВКР могут быть полезны разработчикам, создающим VR, трансмедийные и геймифицированные проекты, а также медиаспециалистам, изучающим данные феномены.

Read 4179 times Published in: [ Образование ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *