Пятница, 22 Ноября 2024

«Помню и ценю»

Thursday, 13 December 2018 00:00   Татьяна КУБЫШКИНА

Воспоминаниями о студенчестве, о работе, о судьбе, неразрывно связанной с историей ЮУрГУ, размышлениями о том, как за прошедшие годы изменился вуз, делится кандидат технических наук, доцент кафедры математического и компьютерного моделирования Валентина Ивановна Дударева.

– Расскажите о ваших студенческих годах.

– Они были довольно яркими. Я можно сказать, случайно попала на новую для тех лет специальность «Системы автоматического управления» на приборостроительном факультете. Поступала на ЭВМ (вместе с подругой и по ее рекомендации), конкурс был огромный, прошла только на САУ. В момент поступления понятия не имела, что такое системы автоматического управления, но не только не жалею, что попала на САУ, а благодарна судьбе, что это случилось, потому что получила очень мощное разностороннее образование с сильнейшей математической базой. Специальность сложная, с удлиненным сроком обучения: учились на ней не пять лет, как везде, а пять с половиной, то есть мы выпускались в феврале 1971 года. Набирали на специальность три группы. К концу обучения осталось две сильно поредевших. И одна из них, не наша, а параллельная, состояла из выпускников молодой 31-й школы. Студенческие годы были очень загруженными и трудными, но интересными: огромное число семестровых заданий, полноценных курсовых работ, коллоквиумов.

Запомнился М.Р. Решетов с его крылатым юмором и уникальным акцентом. Решетов читал курс математического анализа в нетелевизионной аудитории 428 для всего ПС факультета. Свободных мест не было. Доску с последних парт было видно не очень, но когда речь шла о наперед заданном сколь угодно малом эпсилон, он рисовал на доске такое маленькое эпсилон, что его проблематично было разглядеть и с первых парт. Горжусь пятеркой, которую он в первом семестре мне поставил, сказав: «Здесь всё чисто и ясно как стеклышко». Это было на фоне огромного числа двоек в группе.

На потоке нашей специальности работали М.М. Гольденберг, В.К. Кочарин, Г.В. Марков, М.М. Кипнис и другие яркие математики, которые позже составили костяк вновь образованной кафедры ПриМа.

Запомнился КАКТУС (класс автоматического контроля текущей успеваемости студентов), через который необходимо, а иногда невозможно было пройти, чтобы получить допуск к очередной из огромного числа лабораторных работ по ТОЭ (теоретическим основам электротехники).

Запомнился главный корпус, живой и торжественный, как театр, наполненный огромным количеством студентов, постоянно перемещающихся из аудитории в аудиторию, с его читальными залами, в которых стояли очереди за книгами и не всегда можно было найти свободное место, но всегда можно было пообщаться.

Наконец, запомнилось фойе главного корпуса, в котором работали два киоска (один с учебной литературой, другой – с периодикой). В них можно было при желании поймать не только пользующиеся в те годы спросом литературные газеты и журналы, но и польскую газету КОВЕТА, где публиковались очень интересные новинки моды, вариации которых приходили в страну, а тем более в Челябинск, не меньше чем через год, и немецкий журнал Neue Werbung, в котором печатались лучшие образцы современного плаката, социалистической рекламы и другие примеры оформительского искусства. Продавалась газета «Книжное обозрение», помогающая отслеживать выпуск новых изданий и их выкуп через заказ-открытку. В фойе всегда висели со вкусом и профессионально выполненные плакаты, приглашающие на концерты, конкурсы и другие научные и культурные мероприятия.

Учеба мне давалась достаточно легко, я могла глубоко разобраться с достаточно трудными задачами, но никогда не могла заставить себя прочитать лекции более одного раза, чтобы попытаться их заучить для сдачи экзамена. Поэтому если преподаватель копал вглубь, было «отлично», если вширь – «хорошо». Экзаменов автоматом в нашей жизни не было. К третьему курсу моей душе стало в ЧПИ тесно, и я поступила в двухгодичную школу декоративно-оформительского искусства, которая была организована при театре ЧТЗ. Параллельно с учебой в вузе выдержала занятия в школе по четыре часа четыре-пять раз в неделю. Защитила две выпускные работы и получила свидетельство художника-оформителя. Там же учился Владимир Короткий, тоже студент ЧПИ. Однажды, когда мы встретились в коридоре третьего этажа, он буквально затолкал меня в редакцию газеты «Политехнические кадры», сказав: «Тебе надо сюда». Так начался еще один яркий период жизни в ЧПИ, который украсило общение с С.В. Тулинским, Л.К. Битеевой и всей их молодой командой. Время от времени рисовала заставки в газету – исключительно на общественных началах.

– Как вы пришли работать в ЮУрГУ?

– Кафедра САУ, на которой я училась, пригласила студентов, желающих работать по линии СНО (студенческого научного общества), получить задачи. Я пришла по объявлению. Задачу математического моделирования случайных вибраций мне поставил Александр Аркадьевич Кощеев, который позже стал научным руководителем моей дипломной работы (а впоследствии – и кандидатской диссертации). После защиты диплома мне предложили остаться на кафедре младшим научным сотрудником для продолжения начатых исследований. Кафедра предприняла некоторые усилия для моего перераспределения: в те времена существовала система, по которой меня «сильно ждал» Челябинский завод электромашин (ЗЭМ). Надо сказать, что распределение было очень серьезным мероприятием, проводилось по рейтинговым спискам, которые составлялись по полной сумме оценок, имеющихся в зачетке. К удивлению некоторых сокурсников, а еще больше к моему удивлению, я заняла пятую строчку рейтинга, которая в ночь перед распределением сдвинулась на седьмую за счет появившихся немобильных. Тем не менее я не выпала из первой десятки, которая могла претендовать на желанные для всех десять мест в Челябинске. Вот так, второго апреля 1971 года и началась моя работа на кафедре САУ.

Возглавлял ее в то время профессор Георгий Севирович Черноруцкий. Это был авторитетный руководитель большого коллектива, идеальный организатор и успешный ученый. Говорил всегда негромко, медленно, взвешивая каждое слово – и его слышали и бесконечно уважали. Далее были совершенно необыкновенные несколько лет, которые дали мне положительный заряд на многие годы вперед. Я работала в научной лаборатории кафедры САУ, в большом дружном коллективе умных, интеллигентных, доброжелательных, интересных людей, занимающихся серьезными научными исследованиями в рамках договоров с крупнейшими предприятиями Миасса и Екатеринбурга. Каждые полгода заканчивались научными отчетами с конкретными выполненными заданиями. Это было очень тяжело. Я практически переселилась в Публичную библиотеку, а когда источников стало не хватать, мне разрешили съездить в Москву в библиотеку имени Ленина, ГПНТБ и библиотеку иностранной литературы. По результатам работы появились четыре авторских свидетельства на изобретения, научные публикации в журналах (в том числе в «Известиях вузов» и академических изданиях). В аспирантуру не стремилась, поэтому диссертацию по техническим наукам защитила не очень скоро – но защитила. Во времена работы на САУ прошла конкурсный отбор и съездила в польский город Ольштын в составе студенческого стройотряда «Урал-74». Командиром отряда был Вячеслав Тарасов – будущий глава Челябинска. Поставили нас работать на так называемый нулевой уровень. Это закладка фундамента. Девушек было в отряде только три, и первые несколько дней мы работали вместе с ребятами. Но когда поляки увидели, как мы наравне с парнями кидаем песок и цемент, то сказали, что у них девушки так не работают, и нас перевели на более легкий труд – готовить уже построенные дома к сдаче: мыть окна и выносить строительный мусор. Было 30 дней работы и 10 дней экскурсий: Краков, Гданьск, Сопот с его фестивалем, Освенцим, Варшава.

В преподаватели я тоже попала случайно. В 1976-м образовалась кафедра прикладной математики – которая не так давно отпраздновала 45-летие. Располагалась она в главном корпусе, этажом ниже нашей. Ну и, как всегда на новых кафедрах, нагрузки было много, преподавателей мало. Как-то один из преподавателей, которому дали очень много нагрузки, решил часть ее с себя снять, подошел ко мне и спросил, не хочу ли я поработать почасовиком. Дух авантюризма у меня есть. Подумала: почему бы и не попробовать?

Проработала год ассистентом у А.В. Геренштейна, получилось очень неплохо. Помогало и то, что студенты любят молодых преподавателей. До сих пор помню имена и фамилии некоторых студентов моей первой группы. Преподавательская работа стала занимать больше времени, чем я предполагала, и с того момента началось отдаление от кафедры САУ. Через год меня пригласили в штат преподавателей кафедры прикладной математики. Диссертацию под руководством А.А. Кощеева защищала будучи ассистентом кафедры ПриМа. На должность доцента или хотя бы старшего преподавателя меня переводить не торопились, поэтому более десяти лет отработала ассистентом этой кафедры. Здесь для меня всё было по-другому: другой стиль руководства, другой статус, другие будни. Мне довелось провожать в жизнь первый выпуск студентов кафедры, для которых я написала плакат «В добрый путь, ПриМа!». Этот день оказался историческим не только для кафедры, но и лично для меня, так как я впервые пообщалась с самым ярким выпускником ПриМы Анатолием Панюковым, который вскоре стал моим мужем. Следующее десятилетие прошло на кафедре информатики, которую выделили из ПриМы в связи с организацией факультета экономики и управления. На эту кафедру перевели всех, кто мог работать с информационными технологиями. Это были годы, когда многие уезжали из страны, уходили из вуза. У меня всё было более прозаично. Меня как преподавателя вуза пригласили вести уроки информатики в школе № 93. Вначале это была начальная школа, а затем профильный класс. В результате появилась книга «Бейсик в начальной школе», которая была передана и в другие школы города. Работая на информатике, поставила авторский курс «Информационные технологии в рекламе».

Но самыми трудными были последние 15 лет до реорганизации вуза, так как мне пришлось выполнять работу ученого секретаря вновь созданной кафедры экономико-математических методов и статистики, на которой впервые в регионе было организовано обучение по специальностям «Статистика» и «Математические методы в экономике».

– Как, по вашему мнению, изменился университет за время вашей работы в нём?

Полвека назад ЧПИ опирался и был ориентирован на систему НИИ, и, возможно, это давало ему силу. Сейчас от некоторых НИИ остались только названия остановок транспорта. В вузе были свои традиции: например, встреча с ректором (доклад) перед началом учебного года всегда заканчивалась ответами на вопросы, и все их ждали. Сейчас для таких вопросов в фойе главного корпуса висит ящичек с замочком. Мы все теперь пишем письма. Смешно вспомнить, но студенткой я поработала и с арифмометром, и с логарифмической линейкой. А затем на моих глазах прошла смена компьютерной техники от ЭВМ серии М-, ЕС-, затем «Наири», «Мир» и другие – до современных ПК и суперкомпьютера. Вуз всегда стремился вовремя обновить технику.

Сейчас университет абсолютно другой. Мы по-другому жили, по-другому общались, по-другому учили. Теперь прихожу в университет – меня никто не знает, и я почти никого не знаю. А буквально несколько лет назад идешь – и каждый второй: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте». И студенты тоже были другие. Я бы даже не хотела обсуждать эту тему, потому что это выглядит как ностальгия по прошлому. Я не ностальгирую, но помню и ценю то, что было. Мне есть что вспомнить. Вспомнят ли меня?

– Расскажите о ваших наградах. Какая из них наиболее важна для вас, и почему?

– Наград у меня немного. Из них самая значимая – нагрудный знак почетного работника высшей школы. Это звание присвоено мне за совокупность работ – их список у меня достаточно большой. Была ученым секретарем кафедры, провела большую работу по организации учебного процесса для новых специальностей и становлению новой кафедры (в том числе составление учебных планов, подготовка к аттестации, аккредитации, развитие материально-технической базы кафедры, активно участвовала в выполнении ряда научно-исследовательских работ). Была соисполнителем гранта Минобразования РФ «Разработка и апробация программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» (Москва, МГТУ). Принимала участие в работе педагогических симпозиумов, вела научную работу со студентами, среди учеников есть неоднократные лауреаты молодежных научных мероприятий федерального и европейского уровней.

Следующая по значимости – почетная грамота Минвуза.

Могла иметь знак «Изобретатель СССР», был раньше такой, вручался тем, у кого есть не меньше трех авторских свидетельств. Но вышло так, что я не смогла вовремя прийти его получить, а потом и СССР распался.

Есть еще достаточно много грамот за научное руководство, за подготовку участия школьников и студентов в центральных мероприятиях программы «Шаг в будущее» (Москва) и грамот, полученных со студентами за победу и участие в олимпиадах по специальности (Москва, Уфа). Эти грамоты неизменно желанны, так как участие в олимпиадах – всегда стресс. Мы поняли: чтобы побеждать в олимпиадах и конкурсах, надо просто быть на голову выше других. Мы умели удивлять, делать что-то нетрадиционное, неординарное. В программу «Шаг в будущее» тоже попала случайно и это тоже отдельная забавная история. Но этот период тоже продолжался долго. Более десяти лет я сопровождала школьников в Москву на центральные мероприятия программы в качестве руководителя ассоциированного участника программы (школы № 93).

Есть несколько грамот от профкома ЮУрГУ за успешную и долговременную работу с детьми на базе отдыха «Наука» и в ДОЛ «Березка» (Непряхино). Это тоже отдельная история, которая также продолжалась довольно долго: более десяти лет очень активной работы воспитателем в детской комнате «Науки», и затем еще свыше десяти лет – организация обучающих занятий и поддержка работы компьютерного клуба. Работу в компьютерном клубе постепенно переложила на плечи дочерей – Татьяны и Александры. Младшая дочь разработала методику проведения уроков, собрала сеть, даже технику привезла. Фактически работала авторская школа по обучению детей школьного возраста информатике на основе свободного программного обеспечения. Но эту полосу жизни мы в прошлом году закончили: студентов, которые бы нам там помогали, нет, самим работать проблематично.

– Ваши пожелания вузу-юбиляру?

– Поздравляю университет с очень солидной и красивой датой – 75-летием. Хотелось бы пожелать, чтобы в университетской жизни кроме стремления к четкой организации, структуризации, отчетности всё-таки сохранилась живая жилка, которая бы объединяла людей, чтобы им хотелось приходить на работу, делиться знаниями со студентами!

Read 1281 times Published in: [ ЮУрГУ - 75 ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *