Пятница, 26 Апреля 2024

Нестандартный путь к мечте

Thursday, 01 November 2018 00:00   Юлия ВОЗНЕСЕНСКАЯ
А.М.Швайгер и инженер-программист Е.П.Зуева А.М.Швайгер и инженер-программист Е.П.Зуева

Если человек действительно чего-нибудь хочет, его желание непременно осуществляется – рано или поздно, так или иначе. Путь к цели может быть трудным, изобиловать препятствиями и неожиданными поворотами. Но для целеустремлённого и настойчивого трудности – это повод приобрести новые знания, вырасти над собой. И в конце концов мечта воплощается – пусть и не совсем так, как человек себе это представлял. Яркое тому подтверждение – судьба профессора кафедры дизайна и изобразительных искусств Александра Михайловича Швайгера.

– Путь к высшему образованию у меня немного нестандартный, – вспоминает Александр Михайлович. – Родился я в 1943 году в Челябинске, в 1950-м пошел в школу № 47, это была мужская школа, обучение тогда было раздельное. Четыре класса там проучился, потом школы объединили, так что я вместе с другими ребятами перешел в 37-ю школу, которую окончил в 1960 году. В детстве, в школе много занимался рисованием, живописью, ходил в изостудию ДК станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. Мечтал стать художником. Мечта моя в итоге осуществилась – однако совсем не так, как я предполагал.

После десятого класса я поступал в Ленинградский инженерно-строительный институт – не поступил: не хватило баллов. Год проработал на заводе имени Орджоникидзе деревомодельщиком. Сделал энное количество деревянных моделей для литья металлических деталей в песчаные формы, получил рабочий разряд. Подучился – и отправился поступать в Свердловское художественное училище имени Шадра. Конкурсы в нем были огромные – абитуриенты ехали со всего Урала и Сибири, потому что в Челябинске тогда художественного училища еще не было. Но я поступил! Думал – всё, здесь моя судьба, моя мечта сбудется. Но после первого курса меня забрали в армию, а точнее на Тихоокеанский военно-морской флот, почти на четыре с половиной года. Там мои художественные таланты нашли применение – я на праздники рисовал стенгазеты.

– Расскажите подробнее о вашей службе!

– После прохождения строевой подготовки и принятия присяги я был распределен на эскадренный миноносец «Бурливый» (проект 56), на котором прослужил год с небольшим. Были у нас учебные походы, боевые дежурства, а однажды пришлось поучаствовать в совместных американо-японских учениях. Они нас там не ждали, наш корабль поступил в распоряжение капитана первого ранга, прибывшего к нам со своей командой для решения специальных задач по наблюдению за учениями. С американской стороны в учениях участвовал авианосец «Кирсардж» (Kearsarge), тот самый, что в марте 1960-го спас четырех советских солдат с баржи, которую штормом унесло в океан. Помните – Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов, сорок девять дней без еды и воды?

Мы с «Кирсарджем» неделю ходили бок о бок – а он и японские корабли от нас убегали. Им надо было провести учения по обнаружению подводной лодки, и они почему-то не хотели, чтобы мы за этим наблюдали.

Я служил в РТС (радиотехническая служба): на эсминце – радиометристом БИПА (боевой информационный пост), а в дальнейшем на крейсере – штурманским радиометристом (станция «Нептун»). Демобилизовался в 1966-м в должности командира отделения штурманских радиометристов, в звании старшины первой статьи. В дальнейшем меня перевели на крейсер «Александр Суворов» в бригаду кораблей резерва. Здесь, в бухте Новик, на Русском острове я служил оставшиеся три года. Каждый год на ходовых кораблях аналогичного проекта (68 бис) – «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин» – совершались дальние походы. Я в таких походах участвовал трижды: из Владивостока отправлялись Охотским морем на Камчатку, а на обратном пути спускались до уровня Окинавы.

Наконец служба моя завершилась, и я поступил в Дальневосточный политехнический институт, хотел на приборостроительный факультет, чтобы продолжить заниматься тем, что делал на кораблях, – но не получилось. Приняли меня на специальность маркшейдера, горного инженера.

И наконец-то, спустя почти шесть с половиной лет, началось мое высшее образование. Я переростком в группе был. Проучился семестр – и с помощью Божией, а точнее, Владимира Павловича Новоселова, тогдашнего декана нашего механико-технологического факультета, смог перевестись в Челябинский политехнический институт, на специальность «Машины и технология обработки металлов давлением», это далеко от радиоэлектроники, но тем не менее. Окончил институт в 1971 году – и меня оставили на кафедре инженером-исследователем. В летнее время трижды ездил со строительными отрядами на стройки Челябинской области – в Бродокалмак, Уйский, Брединский районы. Строили дома, бетонировали оборудование на Уйском молокозаводе, ремонтировали коровники. В поселке Наследницком Брединского района строили большой гараж.

– И как далее складывалась ваша карьера?

– Научно-исследовательскими работами руководил тогда доцент, кандидат технических наук Альберт Эдуардович Даммер, я очень тепло к нему отношусь, считаю большим ученым, интересным человеком. Благодаря ему мы выполнили работы для многих предприятий. В рамках этих работ я занимался в основном конструированием штампов для горячей объемной штамповки. Параллельно, по предложению моего родного «Станкомаша» имени С. Орджоникидзе, разрабатывал и исследовал процессы протяжки полых цилиндров с переменным поперечным сечением в неприводных роликовых калибрах. Разработал технологию протяжки и конструкцию роликовой клети, прокатал опытную партию. На способ и конструкцию клети получил авторские свидетельства. Это стало темой моей диссертации – я ее писал шесть лет, не будучи аспирантом, параллельно занимаясь своей инженерной работой.

– Вы ведь серьёзно занимались программированием – как к этому пришли?

– После защиты диссертации мне предложили работу на кафедре графики. Я преподавал инженерную графику, по начертательной геометрии был ведущим лектором по механико-технологическому факультету. Увлекся компьютерной графикой. Пока писал диссертацию, приобрел немалый опыт работы с ЭВМ. А тут как раз начали появляться персональные компьютеры, и я в содружестве с коллегами-единомышленниками взялся разрабатывать язык описания графической информации, который бы позволял описывать проектируемые изделия – детали машин и агрегатов – в параметрической форме. А это очень интересно, так как позволяет органично связать конструкторскую графическую документацию – чертежи, тексты – с результатами расчетной части процесса проектирования.

Одна из первых работ, которые мы осуществили, – разработка графической САПР (системы автоматизированного проектирования) гидравлического двигателя рулевого механизма летательного аппарата, по заказу Павловского опытного механического завода, что в городе Павлово, на Оке. Я руководил выполнением заказа, со мной трудились тринадцать преподавателей, программистов, инженеров.

Наша разработка – базовая параметрическая система (аббревиатура АМГ) нашла удачное применение на Челябинском тракторном заводе, в конструкторском отделе управления главного технолога. На базе нашей системы здесь проектируют режущий инструмент, приспособления, штамповую оснастку и тому подобное – типовые, унифицированные или стандартизованные изделия. Шесть лет мы с ЧТЗ сотрудничали. Разработали САПР режущего инструмента (сверла, зенкеры, метчики, развертки и прочее), а инженеры ЧТЗ на основе нашей базовой системы самостоятельно разработали графические САПР вырезных штампов, приспособлений, измерительного инструмента и так далее. Естественно, мы помогали, консультировали, вносили изменения в графический язык – но, в основном, это их разработки. Производительность проектирования на базе внедренных систем возросла многократно, выполнены тысячи чертежей режущего и измерительного инструмента,  технологической оснастки.

По этому направлению мы сделали 45 научно-исследовательских работ, внедрили результаты на 24 крупных машиностроительных предприятиях в России и странах ближнего зарубежья – то есть бывших советских республиках, например, в Украине. Из Донецка сюда дважды приезжали специалисты, мы туда ездили три раза. Они на базе нашей системы стали проектировать свои изделия. Система внедрена, в частности, на таких известных предприятиях как Высокогорский механический завод в Нижнем Тагиле, Уралвагонзавод в Екатеринбурге, Южуралмашзавод в Орске, волгоградское ПО «Баррикады» – нынешнее Центральное конструкторское бюро «Титан», Челябинский кузнечно-прессовый завод.

Я благодарен тем, кто мне помогал, давал советы, тем ребятам-старшекурсникам, которые со мной работали – они были в основном с кафедры сопромата, сами и расчетчики хорошие, и программисты. Мы внедрили на заводах вещи глубоко интеллектуальные, которые сами просчитывают конструкции, в том числе сложные, например, как я уже сказал, двигатель рулевого механизма, вырезные штампы листовой штамповки, режущий и измерительный инструменты, приспособления. Это очень серьезная, творческая и ответственная работа.

– От программирования вы перешли к дизайну…

– Началась перестройка, 90-е годы, заводы обеднели – и наши НИР сошли на нет. В то же время развивались компьютеры, и очень уж не хотелось это бросать. Я работал на кафедре графики. Конечно, все эти годы жалел, что рисование, живопись пришлось забросить. И увлекся дизайнерской компьютерной графикой: трехмерное моделирование, проектирование интерьеров, экстерьерные сцены и прочее. Шаг за шагом это осваивал. А Георгий Илларионович Калягин, который руководит в университете НПИ «Учебная техника и технологии», заказывал мне множество учебных пособий в форме учебных кодограмм (фолий) и плакатов по разным предметам. Сделал я таких фолий не одну сотню – не только для кафедры графики, но и еще для нескольких кафедр. Даже для школьников пособия по астрономии делал. Потом Георгий Илларионович меня вывел меня на московское ОАО «Росучприбор». Для них я в содружестве с преподавателями кафедры графики сделал красочное мультимедийное пособие по начертательной геометрии и инженерной графике – с анимационными сценами, плоскими и трехмерными изображениями. Это пособие используется многими университетами, в том числе при дистанционном обучении. Был очень рад, что мой труд оказался полезным и широко востребованным.

Кафедра станков и инструмента, в лице профессора Петра Германовича Мазеина, заказала несколько мультимедийных программ, демонстрирующих в динамике процессы механической обработки зубчатых колес на металлорежущих станках.

На кафедру дизайна и изобразительных искусств, где работаю в настоящее время, я перешел в 2009 году. Студентам первого и второго курсов архитектурных специальностей преподаю академический рисунок, а нашим дизайнерам – компьютерную графику: 3dsMax, AutoCAD, Corel Draw, Photoshop и Web-конструирование сайтов. Некоторые из этих курсов преподаю уже много лет студентам Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Вроде бы не обижаются – приглашают. Сам разработал несколько сайтов, в том числе для двух кафедр нашего университета и одной музыкальной школы. Многие студенты – и девушки, и ребята – занимаются компьютерной графикой с большим интересом, представляют замечательные работы. Мне это доставляет  большое моральное и профессиональное  удовлетворение.

За время работы в университете я опубликовал 154 работы, в том числе 18 учебных пособий.

– У вас есть государственные награды?

– Есть юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

– Что бы вы пожелали ЮУрГУ по случаю его 75-летия?

– Я его ровесник, даже немного старше. На моих глазах вуз энергично трудился и развивался: много построено, освоено, созданы новые кафедры и специальности. Желаю всем преподавателям и сотрудникам университета дальнейшей плодотворной работы, студентам – успешной учебы, а руководству – так же энергично, творчески направлять весь этот многотрудный учебный процесс. Процветания, развития и долголетия нашему любимому ЮУрГУ!

Read 1581 times Published in: [ ЮУрГУ - 75 ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *