Пятница, 22 Ноября 2024

Музыка вокруг нас

Friday, 24 August 2018 00:00   Никита ПЕТРУШКОВ

Что происходит сейчас в сфере рок-музыки? Устарело ли понятие рок-группы? Откуда музыканты черпают вдохновение? Рассказывает музыкант, автор текстов и руководитель проекта The Whales Band Юрий Жихарев.

– Когда ты впервые взял в руки гитару? Помнишь этот день?

– Это было в марте или апреле. Мне, четырнадцатилетнему, тогда нравилась одна девочка, и я решил выучить для нее пару песенок. В итоге любовь к девочке переросла в любовь к гитаре – и дальше само понеслось.

– Как к этому увлечению относятся твои родители?

– Они во многом поддерживают меня, но всё равно считают, что музыкой либо нужно заниматься в свободное от учебы или работы время, либо отдавать этому всю жизнь.

– Почему ты выбрал именно рок, а не джаз, рэп или эстрадное пение?

Дело в том, что я вырос на этой музыке. Мне всегда нравились такие группы, как Lumen, «Гражданская Оборона». Хоть многие и позиционируют меня именно как рокера, я люблю играть блюз, мой басист Глеб говорит, что если мне дать аккомпанемент, я всё превращу в блюз. Люблю этот жанр за сложную технику, интересные мелодии, как у Джимми Хендрикса, Би Би Кинга, Дэвида Гилмера, Эрика Клэптона.

– Ты назвал сейчас очень много исполнителей 70–80-х годов, из современных разве что Lumen. Не считаешь, что сейчас жанр рока переживает не лучшие времена? Он умирает?

– Нет, я так не думаю, просто зарождается новая волна, как это было, когда появились панк-рок, гранж. Это движение не умрет полностью, но будет менять свой вид, будут рождаться пост-жанры. Почему есть такое понятие, как пост-панк? Это музыка, которая появилась как новая эпоха в развитии. Люди до сих пор помнят Цоя, Горшенева, Летова. Рок, и правда, переживает не лучшие времена, но он останется. Взять группу «Пошлая Молли»: в каком-то смысле это возрождение панк-рока.

– Это хорошая группа?

– Мне у них что-то нравится, что-то не очень. Да, их песни просты, примитивны, но при этом приятны на слух. У них качественное сведение, подгонка. Любой материал можно преподнести, как нечто стоящее.

– У тебя есть музыкальное образование или ты самоучка?

Я счел, что в четырнадцать лет уже поздно идти в музыкальную школу, поэтому учился играть сам. Можно было после девятого класса пойти в колледж при консерватории – но я об этом не подумал. Играю уже пятый год, и почти всё удается самому. В чем-то мне помогает мой наставник Андрей Гаджибалаев – я учился у него недолгое время. Вообще, самоучек в нашем деле не бывает: все смотрят какие-то видеоуроки, слушают чужие песни и учатся на них; так или иначе, всё начинается с того, что кто-то тебе показывает азы.

– Кроме любимых музыкантов, есть более обыденные источники вдохновения? Семья, друзья, девушка?

– Думаю, меня вдохновляет почти всё: моя жизнь, мой родной город, житейские темы, любовь. Это всё темы вечные, темы всех поэтов, вспомним того же Пушкина. Скоро завершу работу над песней «Хочется счастья» – о счастливой жизни, о любви, о том, что иногда просто хочется спокойно пожить. У меня много песен на разные темы: например, «Океан» – о внутренней борьбе человека с самим собой. Моя музыка не призывает к политической борьбе, в текстах нет агитационных лозунгов, как у пресловутых «Порнофильмов» (речь идет о популярной российской рок-группе. – Прим. авт.), которые пропагандируют постоянный бунт, узколобый и тупиковый. Мы призываем начать с себя, не зацикливаться на банальных ценностях материального мира. Лично я просто хочу завести семью и заниматься любимым делом, это мой осознанный выбор.

– Рок-группа – это устаревшее понятие, или коллектив необходим?

– Могу сказать, что группа – это хорошо, так как один человек не может владеть несколькими инструментами сразу, на это потребуется очень много времени. На записи можно наложить барабаны, отстучать их в программе, на миди-клавиатуре, это не проблема. Только вот чтобы сделать что-то действительно интересное, нужна команда из барабанщика, басиста, вокалиста и так далее. Я и сам могу записать бас-партию – но выйдет очень плохо и неинтересно.

– Как у тебя сейчас с группой?

– До недавнего времени всё было хорошо, но состав развалился из-за определенного недопонимания. Сейчас у меня нет времени на поиск нового состава. Трудно найти людей, которые захотят играть в моем жанре и будут делать это хорошо.

– Ты сейчас играешь один – значит, поёшь тоже сам?

– Петь не умею – но люблю. У многих музыкантов так, просто со временем это умение нарабатывается.

– Насколько мне известно, у тебя в группе сменилось много составов. Тяжело управлять большим коллективом музыкантов?

Когда ты делаешь всё один, то да. Нужно договариваться о репетициях, выступлениях, записях, аранжировать партии. Справиться с этим в одиночку – нереально. Если есть кому поручить часть обязанностей, становится проще. Одна из проблем последнего моего состава – лень и нежелание работать дома, учтите это, если будете управлять коллективом.

– Помнишь какую-нибудь смешную или интересную историю, которая произошла на одном из выступлений?

– Однажды мы выступали в клубе Gibson и барабанщик обиделся из-за того, что не попал в кадр: он сидел за установкой, которая стояла у меня за спиной. На следующем выступлении я сказал: «Вот это наш барабанщик Ваня, попрошу всех его снимать, он очень любит внимание». После этого он обиделся еще больше.

– Вижу, у тебя здесь лежат какие-то грифы, разобранные гитары. Чинишь инструменты в свободное время?

– Мне всегда было интересно, из чего состоят гитары и как они работают. Я увлекаюсь этим для души, но в будущем планирую заняться профессионально. Гитара – это простой, но очень нежный механизм, поэтому такие тонкости, как высота ладов и выравнивание грифа – основа хорошего звука.

– Сколько стоит собрать полную студию?

– Это тема для долгого разговора. Зависит от качества, которого хотите добиться: можно и за триста тысяч, а можно и за миллион-два. Я бы даже сказал, что первая – это студия максимум для репетиций, а вот вторая подойдет для записи целого альбома.

– Ты уже записал альбом?

– В процессе: пока делаем так называемые демки – пробные версии композиций. Хочу попробовать начать не с альбома, а с EP, то есть сборника песен, не объединённых общей тематикой или концепцией.

– Тебя уже зовут выступать на большие сцены? Были первые концерты?

– Да, первый серьезный концерт был в баре Gibson, о котором я уже упоминал: нас позвали на «квартирник», и так получилось, что он перерос в большой концерт, мы сами пригласили музыкантов, платили за аренду и притащили даже свои барабаны. Там, кстати, играло очень много популярных групп нашего города.

– В завершение хочется задать философский вопрос: сколько времени человек может прожить без музыки?

– Музыка всегда с нами, ее можно услышать на улице, в клубе, в кафе. Кто-то играет ее на гитаре, у кого-то она доносится из колонок. Музыка вокруг нас, и без нее не проживешь.

Read 2286 times Published in: [ Вне учёбы ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *