Для многих, в том числе для меня, он стал иконой русской рок-музыки, наряду с Хоем, Бутусовым, Цоем, Гребенщиковым. Но Михаил разительно отличался от них всех. Я люблю его за открытость, честность, какую-то прозрачность. Иногда могло показаться, что он на публике ведет себя неадекватно специально, чтобы вызвать отвращение к себе. Своими перформансами он как бы говорил: «Не обращайте на меня внимания, слушайте мою музыку, я лишь ее создатель, а не объект созерцания». Так было, например на MTV, куда их позвали вместе с автором текстов «КиШ» Андреем Князевым: Горшенев, или как его все любят называть, Горшок, вел себя так, будто ему сейчас станет плохо, говорил несвязно и отхлебывал сомнительного вида жидкость из бутылки.
Рок-баллады «КиШ» – самая энергичная музыка, что я когда либо слышал. Под нее невозможно просто стоять, не выражая никаких эмоций: хочется двигаться, дрыгаться, трястись… Каждый текст пропитан мифологией и теизмом на уровне Лавкрафта: «Дионис собрал виноград и сделал прекрасное вино…». Этим дионисийством пронизано всё их творчество. Мифы, страшные истории, народный фольклор, классический прием панков – обращение к эстетике пиратов и прочих маскулинно-холостяцких сообществ.
Помимо произведений о «страшных мира сего», у «Короля и Шута» была и классическая лирика в стиле Хоя, вот только порой совсем не со счастливым концом: сравните протяжную и исполненную боли «Тяни» – и нежную песню «Наблюдатель» с женским вокалом Марины Капуро.
Творчество этой группы можно рассматривать как отдельный жанр – и каждый найдет композицию по душе – будь то простецкие страшные песни вроде «Охотника» и «Лесника» – или глубоко философское «Счастье» и культовая «Дурак и Молния».
Лично я больше всего ценю их энергетику, парадоксальную живость и драйв в песнях про мертвецов и потустороннее. Эту непередаваемую жажду жизни, движения не пересказать словами – нужно слушать. И вот уже пять лет мне так не хватает главного источника этой энергии – Михаила Юрьевича Горшенева.