Понедельник, 25 Ноября 2024

«Для публики, для себя, для кайфа»

Thursday, 12 July 2018 00:00   Дарья МАЦЫНОВА, СГ-211

Каждый из нас хоть раз мог наблюдать на улице тех, кто публично занимается различными видами творчества: живописцев, музыкантов, рукодельников или художников, раскрашивающих аквагримом лица детей. Люди среди уличных мастеров и артистов попадаются разные – и отношение к ним тоже бывает разным: прохожие могут неодобрительно хмыкнуть, а могут и замереть на несколько минут, поглощенные происходящим. Как ни странно, чаще всего «хмыки» публики получают музыканты: кто-то за непрофессионализм или откровенное небрежную игру, а кто-то – из-за стереотипа «этонепрофессия».

Иван – уличный артист, именно так он попросил себя именовать. Вот уже десять лет он поет на Кировке под аккомпанемент гитары, собирая вокруг себя разных людей и стараясь подарить каждому слушателю радость. Он рассказывает о самосовершенствовании, лжемузыкантах и призывах «идти работать на завод», а еще – о том, почему уличное искусство, если это и в самом деле искусство, повышает престиж города.

– Главная составляющая твоей деятельности – творческая, а не коммерческая?

– Да. Конечно, денежные средства тоже приветствуются: деньги – вопрос больной, и не для меня одного. Музыканты, как правило, не очень много зарабатывают.

– Как реагируют люди и администрация? Попадались на глаза истории о притеснении выступающих…

– Такие истории были и будут, пока музыканты не начнут выходить на более высокий профессиональный уровень. Только тогда они станут гармонично вписываться в облик города, и не будет возражений ни у администрации, ни у публики. Я стремлюсь к тому, чтобы у меня не было проблем с этим. В частности, покупаю оборудование, приобретаю хорошие инструменты, работаю над собой, над вокалом и стараюсь делать программу для слушателей. Тем более не приветствую такой вид заработка, как попрошайничество, когда какой-то человек с шапкой бегает и трясет с людей деньги любыми способами. Всё должно идти в первую очередь от души – если человеку нравится мое творчество, то он сам решит, благодарить меня за него или нет. И хотелось бы, конечно, чтобы не только в Челябинске, но и по всей России уличные артисты знали себе цену. Выглядели опрятно и имели бы цели – то есть не просто «сбить мелочи на пивко». (Разговор прерывается шумом на другой стороне улицы. Несколько человек, которые до этого что-то напевали под гитару, начинают кричать и вскакивать со скамеек. К ним подъезжает полицейский фургон). Вот это разве музыканты? Не поймешь, чего хотят. Вот зачем они орут?

– Привлекают внимание.

– Они поют не для меня, а значит всё, что они делают, бессмысленно. Если ты артист, если ты вышел на публику – то должен на части разорваться ради нее. Всё сделать, что можешь, даже через силу. Если у меня нет настроения, я всё равно стараюсь улыбаться, играть и выдавать хороший материал. А иначе зачем выходить, позорить себя, позорить других людей, которые выкладываются и стараются что-то сделать? Чтобы потом тетка, проходя мимо, говорила «иди на завод работать»? И чтобы потом я ей полчаса объяснял, что такое вообще работа? Например, в Европе профессия уличного музыканта считается полноценной и престижной. Особенно в городах вроде Риги и Праги, где постоянно идет поток туристов. Потому что эти музыканты – визитные карточки города, района, улицы.

– А в России всё воспринимается по-другому?

– Да. В Европе происходит отбор: ты можешь выйти на улицу, только если у тебя есть музыкальное образование либо ты прошел в администрации города или района кастинг, на котором сидят чуть ли не продюсеры. Презентуешь им свою программу, а они решают, пускать тебя на улицу или нет. То есть там кто попало на улице не стоит.

– Создалось впечатление, что на Кировке, как на самом проходном месте, должны регулировать происходящее. Но, мне кажется, что в подобном случае артистов бы отбирали за деньги, а не за талант.

– С одной стороны, хорошо, что нет необходимости арендовать места. Ведь если бы за это нужно было платить, то возникли бы сложности, допустим, у талантливых студентов, которые бы отдавали заработанное, чтобы расплатиться за аренду. С другой – происходил бы отбор: остались бы те, кто хочет серьезно выступать, а не просто поорать. Тогда – да, выступающий может уйти в убыток, но он занимается творчеством на совесть, понимаешь? Для публики, для себя, для кайфа. И готов даже платить за это. Но вообще, платить – это бред. Даже в той же самой Праге никто этого не делает – наоборот, музыканты до того ценятся, что им дают место где играть, время когда играть, и платят зарплату сверх того, что им кидают люди. Узаконенная профессия – к чему и нужно стремиться. В идеале, если бы выступали люди, за которых не стыдно было бы ни туристам, ни горожанам, если бы приезжие родственники, например, на вопрос «Куда сходить?» получали бы ответ: «На Кировку! Как в цирке побываешь – и песни, и танцы, и файер-шоу» – было бы здорово. После такого приходишь домой – и есть что пообсуждать за чашкой чая. Жизнь наполняется смыслом.

Read 2385 times Published in: [ Культура ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *