Пятница, 22 Ноября 2024

Экология & искусство

Tuesday, 22 May 2018 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
Экология & искусство K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Матвея ШОЛОХОВА

Так называется начавшая работу 15 мая в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета выставка, объединившая три вида изобразительного искусства – живопись, графику и фотографию. На церемонии открытия присутствовали студенты, преподаватели, сотрудники, гости университета, а также авторы некоторых из представленных работ.

С приветственным словом к собравшимся обратился доктор исторических наук, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ, заслуженный деятель науки РФ Николай Павлович Парфентьев.

Профессор Н.П. Парфентьев напомнил, что Зал искусств, отметивший восьмого мая своё 15-летие, является одновременно и учебной лабораторией кафедры, рассказал о благородной образовательной и просветительной миссии Зала, который призван приобщать людей, в первую очередь молодёжь, к миру прекрасного, достижениям мировой и отечественной культуры. Здесь демонстрировались произведения мастеров живописи, фотографии и иных видов художественного творчества, предоставленные музеями и коллекционерами, в том числе шедевры мирового уровня. Среди особо значимых экспозиций – «И.К. Айвазовский. Прощание: выставка одной картины», «Западноевропейский гравированный портрет XVI–XIX вв.», экспонирование полотна великого художника Возрождения Рафаэля Санти «Святое семейство» («Мадонна дель Пополо»).

Затем слово взял старший преподаватель той же кафедры, куратор выставки Анатолий Владимирович Разуев, который кратко рассказал об идее её создания, а затем провёл для собравшихся экскурсию. Композиционно экспозицию можно разделить на три части. Тема первой – не тронутая человеком Земля, разнообразие красок живой природы, зверей и птиц. Вторая, самая обширная, посвящена индустриализации и её последствиям, третья показывает Землю будущего.

Все работы объединены общей тематикой, однако все они разные, созданы в разное время различными авторами из разных государств. Соответственно отличаются и взгляды художников. Так, вторая часть экспозиции включает несколько творений советского периода, прославляющих индустриальную мощь государства: запечатлены челябинские заводы, в том числе – такие известные, как ЧМК и ЧТЗ. А рядом – работы более позднего периода, где промышленные объекты предстают мрачными исполинами, губящими природу и людей. Множество фотографий свидетельствует о том, как пагубно сказывается на окружающей среде деятельность человека. Напомним, что пару лет назад в Зале искусств ЮУрГУ уже проходила выставка работ члена Русского географического общества и Союза фотохудожников РФ, неоднократного участника и лауреата международных и российских конкурсов Сергея Фёдоровича Коляскина. В составе нынешней экспозиции тоже есть его цветные и чёрно-белые фотоработы. Во многих снимках звучит реквием по загубленной человеком природе. Южно-уральский город Карабаш: мёртвые деревья, вода, ставшая красной, жёлто-оранжевый снег, напоминающий песок – от намного превысившей допустимую концентрации железа и других металлов – это похоже на кадры из жутких фантастических или мистических фильмов. Фотографии снабжены табличками с текстами, разъясняющими, каков конкретный вред, нанесённый экологии промышленными предприятиями. Сердце сжимается от боли: ведь это наш родной Урал, где природа столь прекрасна – а её так безжалостно губят!

Оставляют неизгладимое впечатление и другие фотоработы. Особенно запомнился снимок, где показана добыча полезных ископаемых. Ковш экскаватора – словно огромная рука безжалостного, мрачного стального великана, жадно вырывающая породу из земли.

Интересно, что помимо фотографий, С.Ф. Коляскин представил миниатюрные сады в электролампах, созданные совместно с супругой Эльвирой Шайхитдиновной. Художник рассказал, как вырастить такой микро-сад: у лампочки срезается цоколь, а затем в колбу осторожно, с помощью пинцета, помещаются почва и растения. Символ, угадывающийся здесь, – хрупкость мира живой природы. В то же время мастера хотят показать, что отслужившие своё вещи, которые обычно выбрасываются, могут стать материалом для творчества.

Особо стоит отметить представленные в Зале искусств ЮУрГУ копии фрагментов работы, сделанной на стене в автомобильном туннеле Полом Кертисом – живущим в Америке британским художником. Интересно, что автор, чтобы нарисовать деревья, не наносил на стену краски, как это обычно делается, а наоборот, смывал с неё слои грязи и копоти. Но эта работа обречена на исчезновение под новыми наслоениями от автомобильных выхлопов. Символика ясна: в результате неразумной, неблагоприятной для экологии деятельности человека гибнет не только произведение искусства, но и сама природа.

Той же теме посвящены и весьма интересные плакаты, сделанные германской группой экологов Robin Wood. На них – вымирающие в результате хищнической вырубки лесов и добычи полезных ископаемых животные – полярный медведь, олень, обезьяна.

Все эти работы заставляют задуматься – стоит ли прибыль, которую приносит та или иная отрасль индустрии, таких жертв? Да, безусловно, стране, чтобы обеспечивать и защищать своих граждан, нужна промышленность. Но ведь можно сделать так, чтобы предприятия работали, не нанося вреда природе и человеку! Давно известно, что без пригодной для растений почвы не будет ни полей, ни садов, ни лесов, а значит, не станет и пищи. Без деревьев не станет воздуха, а без него и чистой воды погибнут и животные и люди. И давно стало ясно, что все ресурсы на планете ограничены. Так почему же человек продолжает губить природу?! Очень бы хотелось, чтобы специалисты (нынешние и будущие), увидев эти фотографии, не просто задумались над проблемами экологии, но и помогли их решить! Бесспорно, что для этого нужны усилия самых разных людей: не только художников, но и учёных, экологов, инженеров, законодателей и, конечно, владельцев промышленных предприятий.

Среди работ третьей части особо следует выделить серию пастелей и акварелей известной челябинской художницы Елены Александровны Щетинкиной. Глазам зрителя предстаёт идеальный, сказочный, волшебный мир, где человек живет в гармонии с природой. Особенно запоминается работа «Как жар горя» из цикла «Русь гиперборейская»: пушкинские 33 богатыря из «Сказки о царе Салтане» выходят из вод Байкала.

Посетить выставку могут все желающие: вход в Зал искусств, как всегда, свободный.

Read 2060 times Published in: [ Культура ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *