На её открытие пришли директор Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ Лидия Лободенко, преподаватели, сотрудники, студенты, гости вуза.
Идея выставки принадлежит возглавляющей учебный музейно-выставочный комплекс «Народы и технологии Урала» Юлии Васиной. Собрать экспозицию помогали студенты-историки ИМСГН ЮУрГУ.
Пожалуй, сложно сразу осознать, насколько важен для нас свет, во многом определяющий жизнь всего сущего. Организаторы выставки постарались отобразить разные аспекты этого глубокого понятия.
– Свет – многозначное слово. У каждой науки – физики, астрономии, философии, лингвистики – для него своё определение, – поясняет Юлия Васина. – Задумайтесь, например, сколько есть выражений, пословиц, поговорок, в которых упоминается свет: появиться на свет, свет в окошке, ученье – свет, неученье – тьма…
Восхищает объём работы, которую проделали организаторы, сумевшие на сравнительно небольшой площади разместить такое множество экспонатов. Выставка состоялась во многом благодаря содействию Центра историко-культурного наследия Челябинска, Музея археологии и этнографии ЧелГУ, военно-исторического клуба «Дивизион», Объединённого государственного архива Челябинской области, Информационного центра по атомной энергии Челябинска, причта Челябинской Троицкой старообрядческой общины, лаборатории археологических исследований и школьного археологического краеведения ЮУрГГПУ, ЧГБОФ «Еврейский благотворительный центр “ХЭСЭД НЭХАМА”», а также Александра Акулова, Алексея Воронова и Андрея Гурова.
Каждый из разделов экспозиции посвящён понятию «свет» в той или иной области. Пояснительные тексты на стендах рассказывают о том, как с древнейших времён человечество пыталось осмыслить, что же такое свет, об учёных, постигавших сущность света как физического явления. Здесь же представлены приборы, которые помогают проводить опыты в области оптики.
До наших дней дошли некоторые из возведённых в древности колоссальных сооружений для наблюдений за движением небесных светил – в первую очередь, Солнца и Луны. Собранные сведения о равноденствиях и солнцестояниях, смене времён года и суток, ложились в основу мифов, легенд – и научных исследований.
Человек укротил огонь – и перестал зависеть от сил природы. Свет, домашний, дарящий надежду, оказался рядом, в языках пещерного костра, в пламени камина, в газовом фонаре… Один из разделов выставки посвящён древним способам добывания и поддержания огня: здесь представлены, в том числе, древнейшие светильники. Например, крестьянскую избу некогда освещала горящая лучина, щепка, которую вставляли в специальный держатель – светец. В произведениях классиков упоминаются свечи – сальные, восковые, стеариновые; чья-то бабушка, возможно, ещё застала керосиновые лампы. В витринах – специальные гасители для свечей и ножницы для обрезания фитиля; ценители прекрасного заинтересуются изящными старинными бра, подсвечниками, канделябрами, различными светильниками.
А вот электрические настольные лампы. Весьма занимательна подборка советских ночников – в них отражена целая эпоха: один сделан в виде Спасской башни Московского Кремля, другой – в виде взлетающей ракеты. Если приглядеться, то можно увидеть на нём целую серию миниатюрных изображений, символизирующих достижения периода СССР: тут и покорение космоса, и атомный ледокол, и электростанция с опорой линии электропередач…
Большое внимание уделено электрификации Урала. Тексты рассказывают, как и когда в регионе и в Челябинске появились первые электростанции, как шла электрификация в советское время – в тот период ей и её пропаганде отводилось много сил и средств. Отдельного упоминания удостоился памятник истории и культуры – гидроэлектростанция «Пороги» на реке Большая Сатка. Представлена и действующая модель атомной электростанции.
Тем, кто интересуется техникой, весьма любопытно будет увидеть образцы различных фонарей – шахтёрских, железнодорожных, армейских, сигнальных, велосипедных, фары – мотоциклетные, автомобильные (одна – от автомашины начала ХХ века), различные электролампы; тут же – уменьшенные копии фонарных столбов и адресная табличка с фонарём (подсветка нужна, чтобы видеть номер в тёмное время суток) – такие были в СССР в 1940-х – 1950-х. А вот коптилка из снарядной гильзы – память грозных лет Великой Отечественной.
Отдельная витрина посвящена религиозному осмыслению света – в ней собраны светильники, лампады, свечи, а также иконы и другие предметы культа, о символике и значении которых говорится в пояснительных текстах. Рядом – произведения студентов кафедры технологии и дизайна (заведующий – Татьяна Вековцева). Ребята наклеили на стекло цветную пленку: один автор работал в стиле витражей старинного католического собора, другой черпал вдохновение в восточных орнаментах (арабесках). Нельзя не любоваться причудливыми бликами света, проходящего сквозь цветные стёкла.
– Наверное, практически в любой религии, в любой мифологии свет – позитивное, божественное начало, – говорит Юлия Васина. – Неслучайно многие народы с древнейших времён поклонялись Солнцу как божеству, несущему свет и тепло. Поэтому в разных верованиях так много солярных (солнечных) символов. Их зачастую изображали на посуде, утвари, вплетали в традиционные узоры вышивки на одежде или других предметах быта. В религиозном искусстве свет и пространство осмысляются метафорически. Например, светлый, золотистый фон на православных иконах означает божественное сияние. При этом фигуры на них, заключённые в поток небесного света, словно бы утрачивают земную тяжесть.
Также на выставке представлены репродукции полотен старых мастеров, где персонажи группируются возле свечей или ламп. Созерцание этих картин настраивает на особый миролюбивый лад.
В центре зала – изготовленный специально для выставки стенд с прекрасными фотографиями различных природных явлений, связанных с игрой света: радуги, полярного сияния, солнечного затмения…
Приходите на выставку! Ожидается, что её работа продлится до 15 сентября.
Экскурсии проводятся по предварительной договорённости. Телефон 267-96-16.