Первая проблема современного кинематографа – однообразие. Количество новых идей в фильмах сокращается – рынок киноиндустрии активно злоупотребляет выпуском не имеющих конца и края ремейков (переснятых фильмов с новым видением), сиквелов (продолжений) и приквелов (предысторий). Проще говоря, на голубых экранах мы постоянно видим одно и то же. Примером здесь могут послужить серия фильмов «Форсаж», насчитывающая уже восемь частей, и перезапуск классики «Охотники за привидениями», в котором массовой аудитории не пришлась по вкусу шутка со сменой пола главных героев.
Связано это, с одной стороны, с тем, что придумывать что-то новое, оригинальное, чего еще не снималось, в условиях высокой конкуренции, когда фильмы выпускаются сотнями, становится всё труднее. Почти постоянно зритель при просмотре очередного фильма ловит себя на мысли: «Подобное я уже видел». Завлечь людей в кинотеатры гораздо проще фильмом, уже имевшим успех. Обычно каждая последующая часть оказывается хуже по качеству, интерес зрителей падает – но многие посмотрят такой фильм из любопытства: ведь интересно, что было дальше. С другой стороны, большинство современных фильмов делаются чисто для коммерции и рекламы. Например, «Трансформеры» создавались как реклама серии игрушек от Hasbro.
Другая проблема – бессмысленность сюжетов. Всё реже встречаются фильмы, которые заставляют задуматься. Популярными становятся «зрелищные» картины – то космолет летит над шестнадцатой планетой в пятидесяти световых годах от Земли, то посреди серой улочки волшебники бросаются огненными шарами в неведомое чудище, а фоном обязательно должен быть взрыв.
С развитием сети Интернет развилось и пиратство, стало вполне возможным получить доступ к новинкам кино, не платя денег за просмотр и даже не выходя из дома. На экшн-фильмах со множеством спецэффектов кинозалы всегда полны. И чем ярче спецэффекты, чем лучше они сделаны, тем популярнее будет фильм. Люди охотнее пойдут на кино со слабым сюжетом, но яркое и зрелищное, нежели на фильм, действие которого разворачивается в паре помещений и состоит из качественных диалогов с цитированием Аристотеля. Потребности аудитории всегда растут, с каждым годом зрители требуют от создателей фильмов все более ярких и разнообразных спецэффектов (светящимся мечом джедая в наше время уже никого не удивить), а это, в свою очередь, увеличивает бюджеты кино на миллионы долларов.
В последнее время внимание аудитории пытаются привлечь не только взрывами всего, чего только возможно, стрельбой во все стороны, визуальными эффектами и качественными 3D-моделями, но и сценами эротического характера. Отсюда третья проблема – прививание неверных ценностей и идеалов. Наряду с пропагандой толерантности, отсутствия расизма, в кино часто встречаются сцены насилия, мести, жестокости, курения и употребления алкоголя. На экранах стал популярен образ «хороших плохих парней», совершающих безнравственные поступки и всё равно остающихся позитивными персонажами в глазах зрителя. Иногда убийство в фильмах показывается не просто как что-то естественное, но и объясняется, что герою просто нравится убивать. Люди часто склонны подражать полюбившимся персонажам, они могут перенять модель их поведения, поэтому продумывать характеры героев кинолент нужно особенно тщательно.
Существует и такая проблема как перевирание фактов. Это касается как исторических кинолент с заставкой «основано на реальных событиях», в которых действие разворачивается совсем иначе, чем в реальности, так и научных. Почему стрельба из оружия с глушителем превращается в бой бесшумных ниндзя, а для нарушения законов гравитации достаточно сесть в машину и нажать на газ? У массовой аудитории создается ложное представление.
Не радует и нехватка новых лиц на большом экране. Часто, видя одних актеров в многосерийном фильме, публика привыкает к героям настолько, что в других фильмах эти актеры воспринимаются в том же образе. В итоге зрители не могут полностью отвлечься и погрузиться в изображенный на экране мир. Режиссеры предпочитают популярных актеров новичкам, потому что это является своеобразного рода рекламой для кино – читая перечень актеров, зритель составляет мнение о фильме еще до премьеры. Если сюжет не будет сильной стороной картины, то хотя бы хорошая актерская игра порадует. У каждого актера свой творческий почерк, который узнается в любой роли – если актер появляется на экране буквально в каждом фильме, это приедается, поэтому зрителям хочется видеть новые таланты.
Несмотря на очевидное наличие кризиса современного кинематографа, каждый зритель может найти фильм, который придется ему по вкусу, и кинокомпании, зная об этом, стараются бороться за целевую аудиторию, поддерживая высокий уровень конкуренции в сфере киноиндустрии. За короткое время могут выйти сразу несколько фильмов с похожей идеей, что подталкивает режиссеров вносить что-то новое и уникальное в свои творения. Поможет ли такая острая конкуренция вывести искусство кино из кризисного положения – большой вопрос, ответ на который мы сможем получить лишь спустя годы.