Пятница, 22 Ноября 2024

Киновселенные: благо или проклятие?

Tuesday, 15 August 2017 00:00   Владислав ЗАХАРОВ, СГ-303

Все мы любим хорошее кино. Сюжет может настолько сильно «зацепить», что уже после получаса просмотра персонажи становятся как родные. Все их переживания, заботы и надежды ты пропускаешь через себя, а в момент кульминации, вжимаясь в кресло, волнуешься, как за себя самого. Но вот финал уже близко, положительные герои одержали верх, но тебя не покидает легкое ощущение одиночества. Хочется еще хотя бы раз увидеть любимого героя на экране, пусть и не в главной роли. Знакомое чувство, не так ли? Тут на помощь зрителям и приходят киновселенные.

Термин этот сам по себе не нов. Раньше он означал совокупность продолжений одного фильма, являясь синонимом слова «серия». В качестве примера можно вспомнить вселенную «Гарри Поттера» или «Звездных войн». Но сейчас благодаря студии «Марвел» значение понятия «киновселенная» значительно расширилось. Множество персонажей и историй, переплетаясь, образуют единый мир со своими законами и правилами. Но являются ли киновселенные благом для современного кинематографа? Или, наоборот, стали его проклятием?

Для начала стоит взглянуть на коммерческую сторону вопроса. Как ни крути, а производство фильмов – очень прибыльный бизнес. От того, пользуется ли успехом картина, зависит, будет ли сниматься ее продолжение. Показательным стал 2008 год. Студия «Марвел» решила провернуть самую крупную авантюру в истории современного кино: объединить десятки фильмов единым сюжетом. Но как каждому дереву нужна почва, так каждому проекту нужен хороший старт. На экраны вышел «Железный человек» – и сорвал кассу, окупив съемки почти четырехкратно. Зеленый свет был дан. В последующие четыре года выходили фильмы-предыстории разных персонажей одного мира, и наконец в 2012-м в появились «Мстители», где главные роли были отведены персонажам из прошлых картин, что вывело их на новый уровень значимости. Итоговые сборы превысили затраты на производство в пять раз, составив более полутора миллиардов долларов. Теперь «Марвел» готовит нечто намного большее, и, если верить статистике, прибыль будет огромной.

Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Столь крупный проект может обернуться как горой золота, так и огромной финансовой дырой. Если подойти к созданию киновселенной со всей ответственностью, то чтобы окупить начальные затраты, потребуется не менее четырех фильмов, то есть более миллиарда долларов. И далеко не все это понимают. Студия Universal пыталась запустить вселенную дважды – и оба раза результат удручает. Так что если мы и увидим серию фильмов о монстрах, то это будет либо огромный риск для компании, либо качество картин так и останется ниже среднего.

С точки зрения среднестатистического зрителя, киновселенная – это прекрасно. Большое количество персонажей дает огромный охват аудитории: ведь почти каждый может найти протагониста по душе и следить только за его историей, если нет желания смотреть все подряд. Однако у популярных киновселенных один общий недостаток : их низкая значимость для развития кинематографа как искусства. Если отбросить всю мишуру и оставить только «скелет» сценария, фильмы окажутся очень похожими. Множество клише переходит из одной картины в другую. Но даже это не самое худшее. Начинают появляться подражатели. Те, кто и понятия не имеет, как построить историю вселенной, а просто хочет без особого труда сделать деньги на популярной теме. И здесь качество фильмов начинает падать.

Подводя итог, хочу отметить, что мы живем в удивительное время. На наших глазах происходит одно из крупнейших событий в сфере кинематографа. Возможно, это новая ступень в его развитии, которая изменит всё, что мы раньше знали о кино, а возможно, просто модная игрушка, которая вскоре будет забыта. Считаю, что сама идея уже начала приживаться и скоро мы увидим нечто действительно крупное. Время покажет. Смотрите хорошие фильмы – неважно, связаны ли они с киновселенными.

Read 3553 times Published in: [ Вне учёбы ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *