Термин этот сам по себе не нов. Раньше он означал совокупность продолжений одного фильма, являясь синонимом слова «серия». В качестве примера можно вспомнить вселенную «Гарри Поттера» или «Звездных войн». Но сейчас благодаря студии «Марвел» значение понятия «киновселенная» значительно расширилось. Множество персонажей и историй, переплетаясь, образуют единый мир со своими законами и правилами. Но являются ли киновселенные благом для современного кинематографа? Или, наоборот, стали его проклятием?
Для начала стоит взглянуть на коммерческую сторону вопроса. Как ни крути, а производство фильмов – очень прибыльный бизнес. От того, пользуется ли успехом картина, зависит, будет ли сниматься ее продолжение. Показательным стал 2008 год. Студия «Марвел» решила провернуть самую крупную авантюру в истории современного кино: объединить десятки фильмов единым сюжетом. Но как каждому дереву нужна почва, так каждому проекту нужен хороший старт. На экраны вышел «Железный человек» – и сорвал кассу, окупив съемки почти четырехкратно. Зеленый свет был дан. В последующие четыре года выходили фильмы-предыстории разных персонажей одного мира, и наконец в 2012-м в появились «Мстители», где главные роли были отведены персонажам из прошлых картин, что вывело их на новый уровень значимости. Итоговые сборы превысили затраты на производство в пять раз, составив более полутора миллиардов долларов. Теперь «Марвел» готовит нечто намного большее, и, если верить статистике, прибыль будет огромной.
Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Столь крупный проект может обернуться как горой золота, так и огромной финансовой дырой. Если подойти к созданию киновселенной со всей ответственностью, то чтобы окупить начальные затраты, потребуется не менее четырех фильмов, то есть более миллиарда долларов. И далеко не все это понимают. Студия Universal пыталась запустить вселенную дважды – и оба раза результат удручает. Так что если мы и увидим серию фильмов о монстрах, то это будет либо огромный риск для компании, либо качество картин так и останется ниже среднего.
С точки зрения среднестатистического зрителя, киновселенная – это прекрасно. Большое количество персонажей дает огромный охват аудитории: ведь почти каждый может найти протагониста по душе и следить только за его историей, если нет желания смотреть все подряд. Однако у популярных киновселенных один общий недостаток : их низкая значимость для развития кинематографа как искусства. Если отбросить всю мишуру и оставить только «скелет» сценария, фильмы окажутся очень похожими. Множество клише переходит из одной картины в другую. Но даже это не самое худшее. Начинают появляться подражатели. Те, кто и понятия не имеет, как построить историю вселенной, а просто хочет без особого труда сделать деньги на популярной теме. И здесь качество фильмов начинает падать.
Подводя итог, хочу отметить, что мы живем в удивительное время. На наших глазах происходит одно из крупнейших событий в сфере кинематографа. Возможно, это новая ступень в его развитии, которая изменит всё, что мы раньше знали о кино, а возможно, просто модная игрушка, которая вскоре будет забыта. Считаю, что сама идея уже начала приживаться и скоро мы увидим нечто действительно крупное. Время покажет. Смотрите хорошие фильмы – неважно, связаны ли они с киновселенными.