Пятница, 22 Ноября 2024

От науки к искусству

Monday, 03 April 2017 00:00   Ксения МАШКОВА
От науки к искусству K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Олега ИГОШИНА

По результатам недавнего опроса, в котором участвовали и иностранные студенты, самое интересное место в ЮУрГУ – Художественный музей. И это неудивительно: именно здесь уже почти 14 лет проводятся выставки произведений классического и современного искусства из музеев страны и региона и, конечно, уникальные персональные выставки. Они объединяют в диалогах об искусстве студентов и преподавателей, специалистов гуманитарных и технических специальностей, экспертов и гостей университета.

В собрании музея хранятся по-настоящему уникальные экспонаты: персональные коллекции мастеров региона, художников разных поколений. Среди них есть совершенно необычные работы, подаренные одними художниками другим и несущие в себе поэтому особенно глубокий смысл. Все эти ценности переданы в дар университетскому Художественному музею самими мастерами, их семьями, искусствоведами или Челябинской организацией Союза художников России.

Выставка «Искусство графики: от рисунка к гравюре» знакомит зрителя с одной из важнейших причин и средств информационной эволюции и ее инструментального осуществления в истории культуры – искусством гравюры, без освоения которого немыслимо было бы развитие современной печати. Экспозиция показывает процесс создания гравюры, обычно скрытый от зрителя: от набросков графитным карандашом, печатных досок и пробных оттисков до завершенных работ, которые представлены во всем многообразии и богатстве видов графического искусства.

Открывает для университетского зрителя удивительный мир гравюры директор музея, исследователь регионального искусства, искусствовед Галина Трифонова.

– Художественный музей входит в структуру университета, поэтому наши выставки должны помогать учебному и образовательному процессу. Экспозиции на научной, искусствоведческой основе раскрывают новые грани художественного процесса, знакомят с интересными художественными явлениями. Главным героем выступает региональное искусство. И это не узколокальное, местечковое или провинциальное понятие. Урал – территория в две тысячи километров с севера на юг. Здесь много культурных центров, здесь большая и богатейшая история искусства. По-настоящему много целинных пластов, которыми сейчас занимаются представители разных наук и направлений, – рассказывает Галина Семёновна.

Региональное искусство в экспозиции выставки представляют работы мастеров, которых когда-то хорошо знали по всей стране. Произведения Валентины Челинцовой и Михаила Ткачева можно найти в Русском музее и Третьяковской галерее. «Тремя китами» южно-уральской гравюры называет куратор выставки Николая Черкасова, Владимира Бубнова и Николая Третьякова. В числе мастеров старшего поколения здесь представлены работы живописца Виктора Меркулова, рисовальщика Николая Кудричева и художника-графика Василия Яранцева.

– Студенты, которые проходят практику в хранилище музея, ежедневно оказываются наедине с подлинными произведениями изобразительного искусства, и этот контакт имеет важнейшее значение в формировании видения будущего искусствоведа-профессионала, – рассказывает Галина Трифонова.

Уральские мастера участвовали в развитии искусства графики и гравюры наравне со столичными художниками. В их работах мы видим природу, предметы, человека – всё это глазами художника, через призму его эпохи, его настроения.

– Это набросок Кудричева, – поясняет Галина Семёновна, – посмотрите, как легко и при этом совершенно точно изображен пейзаж! Буквально несколькими штрихами. В гравюре эта точность еще более важна, ошибся – значит, испортил.

У каждой работы свой характер, своя история, своя индивидуальность. Например, мотив сосны в серии гравюр одного автора – Н.И. Черкасова демонстрирует процесс творческого поиска. На первой мы видим бурю, напряжение, контрастные цвета, на второй цвета мягче, естественнее, создается ощущение сумерек. Суровая уральская сосна символизирует силу, борьбу – а ликующая крымская – благоухание, гармонию.

По словам искусствоведа, создание выставки – задача непростая, это процесс, который требует много сил и времени, разносторонних знаний и большого профессионализма.

– В основу будущей выставки ложится идея, особенно актуальная в данном времени и пространстве, – объясняет Галина Семёновна. – В искусстве все работы уникальны, единственны в своем роде, если это действительно искусство! Бывает так, что сложно сделать выбор, увидеть и понять произведения во всей полноте, когда они лежат на столе, в папке; трудно увидеть картину, когда она перед тобой на плоскости. Другое дело, когда произведение в результате точно найденной композиции занимает свое место на стене и обретает свое место в пространстве и смысловом ряду экспозиции. Вот здесь-то оно более всего и по-настоящему раскрывается.

Организаторы уделяют внимание общему характеру экспозиции и каждой ее детали: важна логика, убедительная последовательность расположения работ, ритм, динамика, акценты, декоративное решение и ещё очень многое – в зависимости от концепции конкретной выставки.

Художники ищут новые инструменты и способы для воплощения своего внутреннего мира в произведениях графики различных видов и техники исполнения – и поэтому часто выходят за рамки академического рисунка, жанра, ставят эксперименты. Вот, например, Николай Третьяков при печати своих гравюр вмешивал в краски порошок бронзы и меди.

– Задолго до нашего современника нечто подобное делал Рембрандт, который добавлял в краски стеклянную крошку, чтобы усилить отражение света в своих картинах. Наш художник использовал металлический порошок, и это придает графическим листам необыкновенный эффект, – комментирует Галина Трифонова.

Многие художники посвятили себя не только искусству, но и индустриальному развитию города. Например, член Союза художников Н.И. Черкасов, всю жизнь проработал на ЧТЗ инженером, а выходные проводил за работой над новыми произведениями. В его графических листах отражается видение жизни заводчанина и художника.

– Его индустриальный пейзаж строен, логичен, полон разума, мудрости и красоты. Но кроме всего этого, мы видим здесь солнечные лучи сквозь облака и, конечно, человека, – поясняет директор музея. – Масштаб человеческих фигур скромен рядом с размахом индустрии, но в этом-то и смысл гравюр Н.И. Черкасова на индустриальные темы: мал человек, а мир, который построен по его замыслу и его трудом – велик, строг, логичен и прекрасен, в согласии с природой.

На графических листах, выставленных в экспозиции Художественного музея ЮУрГУ, преимущественно из его собрания, запечатлены целые исторические эпохи, судьбы реальных людей, их переживания, их любовь и их вера. «У каждого художника такая судьба, что можно писать романы», – замечает Галина Семёновна.

Каждая работа несет в себе особый смысл, который не ограничивается лишь точностью изображения и эстетической составляющей. В, казалось бы, простом натюрморте вещи отражают, условно говоря, и солнце, и небо. В гравюре с интерьером и комнатными растениями можно услышать диалог вещей. Галина Трифонова говорит, что натюрморт для художника – особый жанр: его условный язык помогает сказать обо всем на свете, но чтобы это увидеть и понять, нужно всё это полюбить.

По словам искусствоведа, технологичность современного мира создает угрозу отрыва от подлинного искусства. Интернет позволяет увидеть всё, что создано до сих пор в искусстве, но не надо обольщаться – не в подлиннике, а на экране, по сути, в виде репродукции, неважно – статичной или динамичной.

– Подлинник обладает специфической энергией, которая улетучивается в процессе его механического размножения, в противовес тиражированию в гравюре – всегда осмысленному и творческому. Подлинное произведение искусства столь же неповторимо и единично в своей экзистенции, как каждый отдельно взятый человек. В каждом шедевре есть неповторимое зерно индивидуальности, – говорит директор музея.

Художественный музей ЮУрГУ вносит в университетскую среду элемент творчества, развивает артистический образ мышления. По словам директора музея, соседство искусства и технологий удивительно благоприятно и глубоко гармонизирующе воздействует на студентов.

Организаторы выставки считают, что человек, который познакомился с искусством в студенческие годы, уже не пройдет мимо прекрасного, оно навсегда станет частью его духовной жизни. Осознание роли искусства сегодня, его места в мире, несмотря на перемены, по-прежнему является одним из фокусов духовного мира нашего современника. Искусство – очевидная духовная потребность и необходимость в спасении, росте и развитии человеческой души, и наше время не является исключением. Естественен рост души в университетской среде, где рождается будущее.

Выставка продлится до 18 мая – Международного дня музеев. Вход в Зал искусств, где она развернута, свободный.

Read 2712 times Published in: [ Культура ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *