Воскресенье, 05 Мая 2024

Герман Вяткин: «Права на ошибку не было»

Friday, 17 April 2015 00:00   Екатерина СЫРЦЕВА

Он всегда шел против течения. Он не боялся ставить перед собой труднодостижимые цели. Он ломал устаревшие стереотипы и внедрял прогрессивные, не всегда понятные другим технологии, инициировал смелые и рискованные проекты.

 

Обладая удивительной интуицией и огромным багажом знаний, он делал точные предсказания грядущих событий и перемен. Он никогда не ошибался. В одном из своих интервью он признался, что нес ответственность за такое количество людей, что просто не имел права на ошибку.

Эти слова – о Германе Платоновиче Вяткине, президенте ЮУрГУ. Этой весной ему исполняется 80 лет. 60 из них он посвятил своему вузу, ставшему его настоящим детищем.

 

О трудном детстве, еврейском друге и морском училище

Герман Вяткин родился и рос в непростое для страны время. Когда ему было всего шесть лет, началась Великая Отечественная война. Его отец ушел на фронт добровольцем. Для Германа это стало сильным эмоциональным потрясением – и образцом достойного поведения на всю дальнейшую жизнь.

Детство Германа прошло на улице, среди торгашей многокилометровой барахолки (сегодня на этом месте пролегает улица Воровского). Именно здесь, по дороге в школу, юный Герман проходил гораздо более интересные первые уроки предпринимательства и рыночной экономики.

Когда отец вернулся с войны, он не узнал сына и сразу взялся за его перевоспитание. В то время Платон Вяткин занимал солидный пост начальника городского управления водопровода и канализации. Круг его друзей состоял из интеллигентных, образованных личностей. Среди них – эвакуированный из Одессы профессор-еврей, человек интересной судьбы и обладатель уникальной библиотеки, в которой Герман Вяткин засиживался часами. Его не пришлось заставлять учиться – он сам с удовольствием, том за томом, поглощал шедевры мировой литературы. Среди них в немалом количестве встречались и запрещенные книги – «Очерки русской смуты» А.И. Деникина, воспоминания В.В. Шульгина, и такие раритеты, как революционные эссе Джека Лондона и давно не переиздававшиеся «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида…

А еще Герман зачитывался романами и повестями о морских путешествиях, бравых капитанах, дальних плаваниях и грезил о море. Детская мечта превратилась в цель, которой нужно было достичь во что бы то ни стало. Не посоветовавшись с родными, он уехал в Ленинград, где поступил в Высшее инженерное военно-морское училище имени Дзержинского. Когда эмоции от удавшегося побега из дома улеглись, юношу волной накрыла непростая действительность. Служба в военно-морском флоте оказалась не такой романтичной, как это виделось в книгах, и совсем не пришлась по душе молодому человеку. Он осознал, что совершил ошибку, и решил любым способом вернуться домой. Это была первая серьезная жизненная проблема, которую нужно было как-то решать. И он решил её.

 

О вхождении в науку, первых учителях и халькогенидах второй группы

Вернувшись на Урал, Герман помирился с родителями и начал думать, что делать дальше. В выборе дальнейшего пути помог тот самый еврейский профессор: «А что тут думать, – сказал он на семейном совете. – Пусть идет в металлургию. Это гарантированный кусок хлеба с маслом. Да и стипендия у металлургов выше, чем у всех остальных».

Это было возвращение на стезю предков. Родословная Германа Вяткина не восходит к знаменитым профессорским династиям. Семь поколений Вяткиных работали на Сысертском металлургическом заводе, а начало роду дали крестьяне, приехавшие на Урал из суровых северных краев России. Возможно, именно от них Герман Платонович унаследовал бесстрашие, стремительность и готовность ко всему новому.

После окончания ЧПИ в 1958 году Герман Вяткин некоторое время трудился горновым на ЧМЗ. Но решил пойти в науку и устроился лаборантом в Челябинский научно-исследовательский институт металлургии. Сначала в должности младшего, затем старшего научного сотрудника работал в области экспериментальной металлургии, изучал возможности использования местного железорудного сырья на металлургических заводах Южного Урала, методы усовершенствования технологии доменной плавки.

Первым учителем Германа Вяткина в науке стал талантливый ученый, выдающийся преподаватель и удивительной души человек – профессор Александр Морозов, считавший металлургию не наукой, а искусством. Став ректором, Герман Вяткин поставит в главном корпусе, в Галерее ученых бюсты отцов-основателей вуза. Среди них займет свое место и изваяние Александра Николаевича.

Еще одним учителем и наставником стал выдающийся ученый, создатель уральской школы физико-химиков Олег Алексеевич Есин. У него Вяткин писал докторскую диссертацию в институте металлургии Уральского научного центра Академии наук СССР. В то время институт считался одним из главных центров страны, в котором применялись методы компьютерного моделирования в исследованиях высокотемпературных расплавов. Диссертация была посвящена структуре и свойствам ионных расплавов на примере халькогенидов второй группы.

 

О революции в умах, грандиозном строительстве и немного о политике

С 1980-го Вяткин был заведующим кафедрой общей и теоретической физики ЧПИ. В том же году получил звание профессора. В 1983–1985 годах занимал пост проректора по научной работе. В 1985-м возглавил институт, став ректором. Тогда в ЧПИ было 8 факультетов и 22 тысячи студентов.

В стране в это время начинался непростой этап – перестройка. Герман Платонович поддерживал перестроечные преобразования и сознавал необходимость перемен, в том числе и в структуре своего вуза. Однако мало кто поддерживал его самого в этом начинании. Несмотря на определенный консерватизм некоторых преподавателей и сотрудников и укоренившиеся стереотипы, Герман Вяткин начал разрабатывать проект создания гуманитарных факультетов, которые готовили бы экономистов, юристов, социологов, историков, финансистов, политологов. Задача стояла – сделать из политехнического института университет международного уровня, в котором были бы представлены технические, естественно-научные и гуманитарные направления образования. Приходилось лично общаться с каждым деканом, с руководителем каждого подразделения, чтобы доказать, что обновление необходимо, так как вуз стоит на пороге нового этапа своей истории. Сколько критики в свой адрес пришлось вытерпеть Герману Вяткину на протяжении почти 15 лет!

Однако жизнь показала, что, хотя эти идеи и опережали время, они были верными и позволили вывести российское образование на уровень мировых требований. Благодаря продуманной стратегии и тактике Германа Вяткина новые факультеты не только помогли вузу выжить в трудные времена и сохранить ставшие уже классическими кафедры, но и способствовали динамичному развитию университета в целом. Именно при Вяткине создана Студенческая филармония, которая действует до сих пор, – благодаря ей студенты и преподаватели ЮУрГУ могут приобщиться к творчеству выдающихся вокально-инструментальных и танцевальных коллективов, ансамблей, хоров, талантливых исполнителей не только России, но и дальнего зарубежья.

За разработку и создание университета нового типа четвертого октября 1999 года ректор ЮУрГУ Герман Вяткин стал лауреатом премии президента РФ «За разработку научных основ университетского технического образования и их реализацию в высших учебных заведениях России». Премию вручал председатель правительства РФ В.В. Путин.

В это же время Герман Платонович внедрял и другие нововведения: систему платного обучения, контрактную систему трудоустройства, систему выдачи зарплаты по банковским картам, которая бесперебойно действует до сих пор. Много сделал ректор и для повышения уровня культуры студентов, улучшения климата в коллективе в непростые для страны кризисные годы, для создания благоприятных условий жизни и работы людей, которые находились под его руководством.

В 90-е годы под руководством Германа Вяткина реализована программа компьютеризации школ Челябинска, Красноармейского и других районов области. В 1993-м создан отдел международных связей, которому удалось быстро наладить контакты с крупнейшими университетами и образовательными центрами США, Канады, Ирландии, разработать ряд крупных научных и образовательных проектов.

Еще одним прорывом стало строительство дополнительных корпусов вуза, бассейна, реконструкция главного здания университета. Над проспектом Ленина вознесся ввысь позолоченный шпиль, увенчанный двуглавым орлом. Главный корпус ЮУрГУ получил шесть тысяч квадратных метров дополнительных площадей, новых аудиторий, приобрел современный, внушительный внешний облик.

В основе этого достижения тоже лежала мечта. Вернее – воспоминание, как однажды ректор ЧПИ Алексей Яковлевич Сычев показал молодым студентам написанную маслом картину, изображавшую красивое здание с башнями и шпилем. Среди студентов был и Герман Вяткин. Потом картина потерялась, о проекте забыли. Но величественный образ остался в душе Германа Платоновича. Десятилетия спустя он нашел возможность воплотить его в жизнь, несмотря на административные препоны и финансовые трудности.

Отдельная страница в биографии Германа Вяткина – политическая деятельность. Полтора года Герман Платонович входил в состав ЦК Компартии РСФСР, работал с Г.А. Зюгановым в комиссии по социальной пропаганде. Не раз встречался с М.С. Горбачевым и лично обсуждал с ним многие вопросы, в том числе связанные с оборонной промышленностью. Несколько раз ему предлагали солидные должности в высших эшелонах власти. Но Вяткин отказывался. «Я достаточно поварился в этой каше с 85-го года, – вспоминает Герман Платонович, – чтобы убедиться, что вся эта сфера – не для меня. Хотелось быть полезным своему вузу, своему краю, а не просиживать штаны в чиновничьем кресле».

 

В будущее – с оптимизмом

Сегодня Южно-Уральский государственный университет – ведущий вуз Южного Урала, центр науки и инноватики, где реализуются прорывные проекты в области высоких технологий совместно с ведущими предприятиями страны. Это 32 факультета и 135 кафедр, 7 институтов, 10 филиалов. Это более 45 тысяч студентов, свыше 6 тысяч преподавателей и сотрудников, в том числе более 360 профессоров, 1500 доцентов, 5 академиков, 9 членов-корреспондентов РАН.

Сегодня Герман Платонович Вяткин – президент ЮУрГУ и по-прежнему болеет душой за будущее университета, хотя смотрит в него с оптимизмом. Главная задача, которая стоит перед вузом, – поднимать научный уровень, продолжая работу по наращиванию достижений в научной сфере, в области сотрудничества с предприятиями. И руководство университета, по мнению Германа Вяткина, вполне успешно с этим справляется.

Завершить этот портрет великого, талантливого, в высшей степени образованного и достойного человека хотелось бы его же словами, сказанными в 2003 году, когда Герман Платонович был еще ректором ЮУрГУ. Они могут стать хорошим напутствием: «Стоять на месте нельзя. Пользоваться старыми стереотипами тоже нельзя. Надо понимать, чем живет сегодня не только Россия, но и весь остальной мир, и не отставать. Еще лучше – быть чуть-чуть впереди. Интуиция в эпоху перемен становится необходимым условием существования. Права на ошибку просто не может быть».

Read 4183 times Published in: [ События ] Last modified on Friday, 08 May 2015 16:02

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *