Лаборатория расположена в главном корпусе ЮУрГУ. В ее помещении оборудованы три специализированных зоны – хромокейная студия для проведения съемок; исследовательская зона, где находится оборудование для проведения изысканий, и продакшн-студия, где производится и монтируется VR-контент. У каждой зоны свой цвет стен: первая – зеленая, вторая – темно-серая, третья – белая. VR-оборудование лаборатории включает также очки виртуальной реальности и несколько камер: это панорамная камера GoPro Fusion, с помощью которой осуществлены первые видеосъемки совместно с ЧГТРК «Южный Урал», а также две Insta360 One – панорамные экшн-камеры, снимающие сферические фотографии и видео в формате 360 градусов.
– Процессы технологического оснащения лаборатории и организации научной деятельности идут практически одновременно, – говорит директор ИМСГН, доктор филологических наук, профессор Лидия Лободенко. – В настоящее время завершается обустройство лаборатории и заканчивается подготовка нескольких статей для высокорейтинговых изданий. Также сотрудниками лаборатории и кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ подготовлены и опубликованы статьи, тезисы, доклады на международных конференциях IAMCR, EJTA ,НАММИ, МГУ, в сборниках «Наука ЮУрГУ», серии «Социально-гуманитарные науки» «Вестника ЮУрГУ» и других журналах. Исследования в области виртуальной реальности будут в дальнейшем активно развиваться.
Возглавляет лабораторию бельгийский ученый – доктор общественных наук (PhD) Антверпенского университета Ваннес Хейрман. Его заместитель – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью (ЖРиСО) Анна Красавина. Также в составе коллектива: старший научный сотрудник, член Европейской ассоциации журналистского образования, преподаватель университетского колледжа Артезис Плантэн Антверпенского университета (Бельгия) Фредерик Марэйн и системный администратор Егор Артюхин.
– В рамках учебной и проектной деятельности лаборатории на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью разработан и реализуется учебный курс «VR-журналистика», в ходе которого студенты осваивают технологии подготовки таких новых медиаформатов, как VR-проект, и получают навыки исследовательской работы в области виртуальной реальности, – рассказывает Анна Красавина. – Для решения этих задач сотрудниками VR-лаборатории ЮУрГУ на первом этапе разработана методика создания на основе сценария и сториборда (раскадровки) короткого, не требующего монтажа либо панорамного фильма, а также комбинирования этих двух форматов.
В соответствии с программой курса «VR-журналистика» на английском языке Ваннес Хейрман на протяжении двух лет регулярно по расписанию проводил для магистрантов групп СГ-116 и СГ-216 теоретические онлайн-мастер-классы, а Фредерик Марэйн – практические онлайн-занятия. Также были организованы консультации, комментарии и рекомендации по освоению теории, выполнению практических заданий и реализации VR-проектов с использованием 360-градусной VR-камеры.
– Первые результаты своей деятельности в области виртуальной реальности мы получили на защите магистерских выпускных квалификационных работ в нынешнем году, когда увидели первые созданные студентами под руководством Анны Викторовны Красавиной экспериментальные журналистские VR-проекты, – пояснила заведующий кафедрой ЖРиСО, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Среди них, например, работа выпускницы Анны Шашевой «Челябинск: один город – две реальности», подготовленная в рамках теоретического исследования «Виртуальная реальность как технологическая и концептуальная основа документального VR-проекта»; «Адаптация иностранных студентов ЮУрГУ» Кристины Крайновой.
В этом учебном году коллектив университетской международной научно-исследовательской лаборатории виртуальной реальности планирует провести крупные междисциплинарные исследования и подготовить новые креативные VR-проекты.