Красный
Положительные ассоциации: уверенность, любовь, страстность, власть.
Отрицательные ассоциации: жестокость, опасность, ярость.
В положительном ключе красный часто используется режиссером для демонстрации пылкой любви или решимости. Преобладание этого цвета во внешнем облике персонажа говорит о его доминирующей позиции и выделяет на фоне остальных. Также в культурах многих стран красный считался царским цветом, символизирующим мудрость и величие.
Отрицательная ассоциация с красным зачастую довольно проста для понимания – он символизирует опасность. Кровавый цвет и его оттенки используются во время сцен сражений, подчеркивая жестокость происходящих событий.
Желтый
Положительные ассоциации: юность, теплота, счастье, игривость.
Отрицательные ассоциации: безумие, ревность, беспокойство, болезнь.
С одной стороны, желтый символизирует собой солнце, что ассоциирует его с теплотой и яркой радостью. Он помогает в передаче юной непосредственности в сценах с детьми и вызывает чувство уюта.
С другой – желтый в психологии восприятия является давящим цветом безумия и лихорадки, при правильной подаче он может вызвать сильный дискомфорт зрителя, даже если само действие, разворачивающееся на экране, выглядит бытовым и спокойным.
Зелёный
Положительные ассоциации: естественность, природа, детство.
Отрицательные ассоциации: разрушение, угроза, незрелость.
Спокойствие, вызываемое зелёным цветом, объясняется тем, что именно он чаще остальных представляет для человека природу в здоровом и цветущем состоянии. Его положительная интерпретация – неподвижность и покой.
Зелёный используется для передачи болезненности и скорби, создавая угнетающее впечатление, а через его оттенки автор может показывать как обречённую беспомощность, так и затаённую угрозу.
Голубой и синий
Положительные ассоциации: спокойствие, постоянство, честность.
Отрицательные ассоциации: меланхолия, холодность, одиночество.
В отличие от остальной цветовой палитры, синий со всеми своими оттенками имеет похожие значения в обоих спектрах восприятия. Его нежные тона умиротворяют, а их преобладание в одежде героя передает непосредственность и мечтательность. Более глубокий цвет отождествляется с океаном и призван оказывать успокаивающее и завораживающее действие.
Как инструмент для вызова подавляющих эмоций, синий используется в сценах траура, для полной передачи печали персонажей и общей тяжелой атмосферы кадра. Через него показывают отстранённость от мира. Сцены с использованием синего редко бывают подвижными, чаще всего они медленные и тихие, что даёт зрителю в полной мере прочувствовать заложенную автором идею.
Розовый
Положительные ассоциации: невинность, красота, сентиментальность.
Отрицательные ассоциации: инфантильность, обман.
В зрительном восприятии нежные оттенки розового быстрее всего располагают к себе смотрящего и хорошо подчеркивают женственность в образе персонажа. Его яркими тонами режиссер может создать в кадре игривую атмосферу, а более приглушёнными – мягкую и романтичную.
Однако перенасыщением розовым или правильным его акцентированием можно выразить незрелость героя, а также показать фальшь, скрывающуюся за невинным цветом.
Фиолетовый
Положительные ассоциации: чувственность, таинственность, фантазия.
Отрицательные ассоциации: угроза, безумие, грубость.
Фиолетовая палитра считается одной из самых подавляющих и реже остальных используется в сценах положительного характера. Избыток фиолетового делает картину мрачной, но правильное применение и контрастирование с другими тонами используется для создания эфемерных и фантазийных реальностей. Он подчеркивает таинственность происходящего и идеально подходит для магического сеттинга картины.
В отрицательном спектре он может угнетать зрителя, делать кадр тяжелее и создавать общее депрессивное настроение происходящего. Фиолетовый также хорошо передаёт безумие героя и может усиливать беспокойство от нарастающего конфликта в сюжете.
Правильно подобранные цвета в кадре часто могут рассказать о происходящих событиях куда больше, чем это делают диалоги персонажей или повествование фильма. Подобрать приятное глазу сочетание красок легко, но сделать так, чтобы эти краски помогали раскрывать сюжет и дополняли его, – задача уже гораздо сложнее. И порой правильная трактовка увиденных цветов, их применения, контраста и смены, показывает зрителю совершенно новую информацию, которой вовсе необязательно быть высказанной прямо.