Напомним, что в 2008 году в Зале искусств ЮУрГУ прошла выставка, посвященная творчеству Василия Андреевича, на которой были представлены два больших картона, являющихся подготовительным этапом в работе над картиной «Воссоединение волжских народов с Россией». Кроме того, в экспозицию вошли наброски, эскизы, зарисовки, сделанные в период подготовки к написанию большого полотна. К сожалению, не нашлось того, кто бы дописал эту картину после кончины художника. Однако дочь Василия Андреевича Ольга Неясова-Гладышева, которая передала в дар ЮУрГУ представленные работы, поделилась на той выставке планами по завершению работы над произведением.
Прошло более десяти лет. И вот сегодня кафедра теологии, культуры и искусства Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ представила посетителям огромное полотно из собранных в одно целое эскизов и зарисовок мастера.
– Идея придать масштабности творению, над которым художник работал 35 лет и так не успел закончить, принадлежит президенту ЮУрГУ Герману Платоновичу Вяткину. Когда дочь художника Ольга Неясова-Гладышева передала в дар университету картину своего отца, которую тот не успел закончить, Герман Платонович сразу решил, что надо воплотить замысел живописца. Он вложил в это всю душу. Мы уже знаем, если Герман Платонович что-то задумал, пока не добьется, – не отступит. На кафедре теологии, культуры и искусства ЮУрГУ по творчеству художника Неясова было защищено пять магистерских диссертаций. Магистры подарили кафедре репродукцию картины «Воссоединение волжских народов с Россией», средних размеров, а уже директор Зала искусств ЮУрГУ взялся за воплощение большого полотна репродукции, – поделилась предысторией репринта доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры», Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Наталья Парфентьева.
На открытии не раз звучали слова благодарности в адрес Германа Платоновича.
– Я всё сделал для того, чтобы это событие состоялось: давно хотел, чтобы в университете была многофигурная мощная живопись. Появилась первая ласточка, был создан прецедент. Я даже не ожидал такого результата. Исполнителям удалось передать задуманное автором – это точная копия того, что художник представил себе на момент окончания подготовительного этапа, – рассказал президент ЮУрГУ.
– Благодаря этой репродукции стал понятен масштаб личности мастера. Сюжет актуален сейчас как никогда – воссоединились народы, обрели единую культуру, идентичность, пошли вместе по жизни. Речь идет об историческом событии: присоединении Волги к России – это был мощный момент, который давал импульс развитию страны, – считает Наталья Владимировна.
Ольга Неясова-Гладышева уверена, что теперь долгая работа ее отца будет жить во времени. А у молодого поколения, студентов, есть возможность посмотреть историю, о которой хотел рассказать художник.
На открытии репродукции присутствовал председатель Челябинского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Анатолий Костюк.
– Я бы хотел не только нас поздравить с этим событием. Создание большой репродукции само по себе оригинально, необычно и значимо не только для Челябинска. Многое в сохранении наследия художника зависит от его родных и близких. Огромное спасибо Ольге Васильевне – художнице и любящей дочери, – сказал Анатолий Владимирович. – Мы живем в то время, когда государственные общественные организации, призванные сохранять культурное наследие, испытывают определенные сложности. Я рад и счастлив, когда появляются новые площадки, новые люди, когда в вузе не просто есть возможность показывать и сохранять произведения искусства, но и активно заниматься изучением творчества не только Неясова, но и других художников. Надеюсь, что и в дальнейшем эта работа будет продолжена.
Важную исследовательскую и научную деятельность кафедры теологии, культуры и искусства отметила директор Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ Лидия Лободенко.
– Состоялось очень значимое событие, которое кафедра готовила не один год. Очень хорошо, когда есть профессионалы высокого уровня, которые болеют за свое дело. Сохранение, изучение культурного наследия Южного Урала, России – важное направление. Оно отражается не только в практической, но и в исследовательской деятельности, результаты которой мы можем наблюдать в изданиях и монографиях, – отметила Лидия Камиловна.
Многие собравшиеся выразили надежду, что и на противоположной, пустой стене Научной библиотеки ЮУрГУ появится масштабное произведение живописи.