– От имени ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла хочу поздравить всех бывших комсомольцев с юбилеем – столетием создания Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ), организации, которая с момента рождения занималась нравственно-патриотическим воспитанием молодёжи СССР, – говорит ветеран. – Комсомольцы принимали непосредственное участие в общественной работе в вузах, школах, на предприятиях. Огромен и неоспорим их вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Члены ВЛКСМ были незаменимыми помощниками во всех сферах жизни страны. Важна их роль и как общественных контролёров при строительстве и сдаче в эксплуатацию промышленных объектов и жилого фонда. Под руководством ЦК ВЛКСМ в СССР осуществлялись ударные комсомольские стройки – я принимал в них активное участие. Это Магнитогорский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, Качканарский горно-обогатительный комбинат, сернокислотный цех Челябинского цинкового завода.
Доменная печь – досрочно!
Ударными комсомольскими стройками в основном объявлялись пусковые комплексы, где требовалось осуществлять строительно-монтажные работы (СМР) в очень сложных условиях. Яркий пример – комплекс доменной печи № 5 на Челябинском металлургическом заводе. Печь эта в доменном цехе была завершающей, отсюда недостаток места для складирования и укрупнённой сборки и опрессовки холодильников испарительного охлаждения печи, а также трудности с подъездом транспорта, доставлявшего грузы на строительство комплекса.
Монтажное управление треста «Востокметаллургмонтаж» поручило Монтажному участку № 1 осуществлять монтаж технологического оборудования всей доменной печи № 5, а участку № 3 – СМР по её испарительному охлаждению. Доменная печь – сложное сооружение, высотой 65 метров. Внутри неё по всей поверхности в 64 ряда располагаются специальные устройства – холодильники: без них металлический корпус домны просто прогорит. Устроены они так: по трубкам подводится холодная вода, нагревается от жара домны – и отводится. Прошло пять месяцев, а смонтировано было только два ряда. Это грозило срывом срока сдачи и, конечно, всевозможными наказаниями.
Штаб ВЛКСМ принял срочные меры, чтобы ликвидировать отставание в графике строительства комплекса. Приказом вышеперечисленные СМР были переданы монтажному участку № 1, которым руководил я. Это стало самым тяжёлым периодом для коллектива участка. Я долго ломал голову и наконец решил, что монтаж холодильников надо вести параллельно, на разной высоте – 30 и 60 метров. Там смонтировали кольцевые монорельсы, по которым ходили электрические тельферы – подвесные движущиеся грузоподъёмные устройства, причём так, что они не мешали друг другу. И дело пошло заметно быстрее. Чтобы заделать отверстия в корпусе домны, использовали расплавленную стружку – вот вам и экономия металла. Вдобавок горячая вода от охлаждающих установок шла на обогрев помещений – ещё одна выгода для предприятия. В результате график не только нагнали, но и опередили на два с половиной месяца. 15 октября 1958 года домна дала первый чугун. Важно отметить: штаб ВЛКСМ и доменщики ЧМЗ во время окончания СМР параллельно круглосуточно вели наладочно-пусковые работы совместно с монтажниками треста «Востокметаллургмонтаж». Штаб Ленинского комсомола оценил труд коллектива на пять с плюсом.
Новый цех
В конце 1959 года трест ЧМС осваивал новую территорию строительства Челябинского металлургического завода. Два года для субподрядных организаций не было фронта работ. Триста монтажников участка № 1 остались не у дел. Обращения к руководителям с просьбой о помощи результата не дали. Но благодаря хорошим отношениям с заводами Челябинска удалось удачно заключить договоры, и все рабочие оказались занятыми. Так, на цинковом заводе предложили в короткий срок сделать капитальный ремонт и монтаж шести из тридцати теплообменников, а затем запустить их в работу. Вес каждого агрегата – тридцать тонн. На остальные 24 заказали на заводе металлоконструкций решётки. Обратились в министерство с просьбой об увеличении финансирования.
Всё получилось: запустили в работу 24 теплообменника, а кроме того, расширили градирню – эти работы способствовали увеличению выпуска серной кислоты. Мою фамилию услышали не только по всей области, но и в столице.
Директор Челябинского ордена Ленина электролитного цинкового завода Константин Леонидович Демяник добился от министерства выделения средств на разработку проектно-сметной документации и строительство нового сернокислотного цеха. А 31 декабря 1963 года государственная комиссия приняла цех в эксплуатацию.
Я, будучи в то время главным технологом треста «Челябинскпромстрой» и заместителем начальника строительства нового сернокислотного цеха, написал об этой ударной стройке Большой химии брошюру «Цех плодородия», где осветил успешный опыт строительства и монтажа, замечательные свершения коллективов строительных и монтажных организаций, рассказал о героях ударной стройки.
Общественные контролёры работали в тесном контакте с комсомольским штабом, созданным на участке по решению обкома комсомола. Комсомольцы выпускали «боевые листки», листовки-молнии, освещавшие ударный труд строителей и монтажников.
Цех был возведён в исключительно сжатые сроки – и в этом немалая заслуга народных контролёров.
О градоначальниках и не только
В советское время к городским архивам относились не слишком бережно. Градоначальники менялись часто – их смещали за различные проступки. В 1960-е годы председателем Челябинского горисполкома был Леонид Александрович Ильичёв – срок его правления называют «золотым десятилетием» Челябинска. Ильичёв умело подобрал себе кадры. Он же одобрил строительство нового сернокислотного цеха, завершил строительство ЧЭМК. Под руководством и при участии Леонида Александровича в городе построили, в частности, почти два миллиона квадратных метров жилья, Драматический театр, Дворец спорта «Юность», Торговый центр, шла реконструкция ЧТЗ и ЧМЗ, цинкового и лакокрасочного заводов.
Бюро промышленного обкома КПСС рассмотрело подготовку строительства сернокислотного цеха. Была поставлена цель – устранить экологическую проблему с выбросами в воздух сернистого газа. Эту задачу удалось успешно решить. Шестого февраля 1964 года коллектив завода в процессе наладки оборудования и отработки технологии добился выпуска серной кислоты в соответствии с проектом. Новый цех стал хорошим трудовым подарком к февральскому пленуму ЦК КПСС и дал тысячи тонн продукции. Результаты напряжённого творческого труда превзошли все ожидания.
Ещё о комсомольских ударных
Расскажу ещё об одной комсомольской ударной стройке – стане «350–500» прокатного профиля в Златоусте. Туда из-за границы поставили несколько тысяч тонн оборудования для металлургического завода. Но так получилось, что оно было законсервировано и целых десять лет простояло в контейнерах вдоль железнодорожных путей, поскольку за этот период с завода уволили специалистов, способных разобраться в сопроводительных документах. Оборудование было в целости и сохранности, но вся документация – на немецком языке. В каком контейнере что находится, куда это нужно установить? Я неплохо разбирался в документации, и потому по собственной инициативе взялся за это дело. С нашим трестом был заключён договор, работа закипела. С первой частью – сортировкой оборудования – успешно справились. Затем оборудование следовало расконсервировать, то есть распаковать, промыть, а затем провести так называемую укрупнённую сборку в соответствующем цехе. Я предложил вести укрупненную сборку в цехах, которые предоставил завод, а потом, не разбирая, перевозить оборудование блоками весом до десяти тонн в железнодорожных вагонах в цех монтажа – туда, где оно должно было быть установлено. Это позволило существенно сэкономить время. За работу меня и наш коллектив наградили премией. А моим рацпредложением заинтересовались в Минмонтажспецстрое СССР. Это министерство даже проводило семинары по обмену опытом при проведении подобных работ. Общественный контроль осуществляли инженерно-технические работники. Такая укрупнённая сборка в СССР проводилась впервые, к нам по инициативе ЦК ВЛКСМ приезжали для обмена опытом специалисты из Москвы и других городов.